
Впрочем, выдержки ему не занимать. И, теперь уже, мудрости. В жизни бывшего зоотехника и шофера колхоза имени Свердлова столько всего произошло, что сердце давно должно было окаменеть. Но оно по-прежнему болит и кровоточит. Чувство вины за то, что произошло почти полвека назад, заставляет его, как «Отче наш» произносить одни и те же слова: «Не идите против Бога!»
СОУЧАСТНИКИ
Это случилось 19 апреля 1969 года. Все комсомольцы и коммунисты колхоза имени Свердлова получили директиву от начальства явиться на ленинский субботник. Место сбора - Дом культуры деревни Родовое Палкинского района. Ровно в 9 утра мужики в рабочей одежде - всего человек пятьдесят - столпились на площади в ожидании дальнейших инструкций. Был среди них и Леонид Егоров.
- Вдруг вижу, Ленька Калистратов на тракторе тянет по дороге большой трос, отцепляет его и разворачивается по направлению к старой часовенке. Она на тот момент уже пустовала. Точнее, вместо икон находился движок генератора, чтобы кино в соседнем клубе крутить, - вспоминает собеседник. - Часовенка стояла прямо на перекрестке и, я так думаю, портила вид на новый Дом культуры. Поэтому, видимо, и решили от нее избавиться.
«Смертный приговор» приводили в исполнение трое, в том числе и Егоров. Остальные оставались на подхвате. Трос оказался невероятно тяжелым. Лишь с третьего раза его удалось просунуть в оконный проем. Дальнейшее было делом техники. Тракторист нажал на газ, и маленькая часовенка рухнула, как карточный домик. Несколько часов потребовалось на то, чтобы разобрать руины. Комсомольцы доверху наполнили кирпичами трактора с прицепами. Останки часовни выгрузили за несколько километров от деревни и наспех присыпали грязью. Через несколько лет там появилась дорога, и многие уже забыли о том, что под колесами грузовиков и автомобилей покоится разрушенная святыня...
Забыли многие, но не Егоров. В тот вечер он вместе с друзьями отмечал благополучное завершение субботника. Родной колхоз позаботился о том, чтобы комсомольцы ни в чем себе не отказывали. После окончания работ им выдали по пять рублей «на нос». Этой суммы хватило на бутылку водки и хорошую закуску. От души напраздновавшись, Егоров засобирался домой. До родной деревни его довез помощник председателя. Зайдя в избу, он увидел горящую лампадку и бабушку, сидящую перед иконой.
- Ну что, антихристы, разрушили часовню? - строго спросила у внука пожилая Евдокия Егоровна и бросила ему вслед - Вас Бог за это всех покарает!
СМЕРТЬ ЗАБИРАЛА МОЛОДЫХ
Парень не стал задаваться вопросом, откуда бабушка обо всем узнала. Ему в тот момент не до того было. Хотелось побыстрее лечь спать. А на следующее утро слова Евдокии Егоровны и вовсе вылетели из головы...
Впрочем, несмотря на идейные разногласия, бабушка была для Леонида единственным родным человеком. Его родители слишком рано ушли из жизни. Едва мальчишке исполнилось пять лет, умер отец. А матери не стало, когда Леонид служил в армии. Поскольку за больной Евдокией было некому ухаживать, рядового Егорова демобилизовали на год раньше срока, с формулировкой «по семейным обстоятельствам». Бабушка была верующей. Она беспрестанно молилась за внука и время от времени пыталась его мягко вразумлять. Но разговоры о вере только раздражали Леонида. А потому, став невольным соучастником разрушения часовни, он не подозревал, что переступил запретную черту. И тем более не ожидал, как быстро начнут сбываться бабушкины слова о Божьей каре.
В июне, на Троицу, стояла замечательная погода. Компания молодых людей купалась в реке Вяда. Место было живописное, рядом со старинной мельницей помещика Неклюдова. Утомленные солнцем отдыхающие не сразу заметили исчезновение тракториста Леньки Калистратова. Того самого, что тянул трос для разрушения часовни. А когда хватились, было уже поздно. Он утонул в обмелевшей реке, где даже дети чувствовали себя в полной безопасности...
Вслед за Калистратовым стали уходить из жизни и другие участники того злополучного субботника. Причины были самыми разными, начиная от ДТП и заканчивая онкологией. Смерть, в основном, забирала молодых. Вот и бывший председатель колхоза, дававший команду о ликвидации часовни и закидывающий трос в оконный проем, умер, когда ему не было и пятидесяти. В последние годы он работал начальником дорожного отдела в деревне Качаново. Внезапно стало плохо. Госпитализировали. Леонид навестил бывшего председателя в больнице и на следующий день узнал о его гибели...
- Сначала я не придавал этому значения, не видел связи между смертями и разрушением часовни, - признается Егоров. - А потом, сопоставив все факты, понял истинный смысл происходящего. Бабушка была права, Господь наказал всех, кто был причастен к разрушению святыни. Против Бога идти нельзя.
- Вы же тоже были на том субботнике, как удалось избежать наказания? - задаю Егорову провокационный вопрос.
- Наверное, потому что я все осознал, покаялся и пришел к вере, - говорит собеседник. - И не было ни одного дня, чтобы я не вымаливал у Бога прощение за себя лично и тех, кто разрушил часовню.
ДЕВЯТЬ ЖИЗНЕЙ
Про таких, как Егоров, говорят «родился в рубашке». Пальцев на руках не хватит, чтобы сосчитать, сколько раз он находился на волосок от гибели и чудом оставался жив. В детстве, например, Леня любил лакомиться вишнями прямо с дерева. Неизвестно, кому и зачем пришло в голову установить рядом со стволом мину. Не зная, что это за «зверь» такой, Леня схватил взрывоопасный предмет, потащил его в дом и разобрал. За этим занятием и застала его бабушка... Мина, кстати, до сих пор лежит в местном водоеме, напоминая Егорову о том, что могло бы быть, но, к счастью, не случилось. В другой раз Леонид, работая колхозным шофером, вез скот на мясокомбинат. На повороте в Тямшу его грузовик перевернулся. Началась утечка бензина. Если бы накануне Егоров не успел закрепить аккумулятор, трагического финала было бы не избежать. Это всего два случая, о которых мой собеседник рассказывает более или менее охотно. Об остальных умалчивает. Говорит, слишком тяжело вспоминать. Леонид уверен, что если до сих пор жив, значит, Бог хранит его для чего-то очень важного. И он знает, для чего.
- Я не знаю как, но должен восстановить часовню, к разрушению которой был когда-то причастен. Причем ровно на том же месте, где она и была. Так будет справедливо, - делится своими мыслями собеседник.
- Нужен проект, стройматериалы и много рабочих рук. Деньги на все это потребуются немалые. К сожалению, богатых людей в округе нет. В основном одни пенсионеры. Даже если скинемся, нужной суммы в жизни не наберем. Одна надежда на приезжих спонсоров.
Исторических сведений о часовне почти никаких не сохранилось. Если они и есть, то, скорее всего, находятся в Риге, ведь до 1940 года деревня Родовое Палкинского района находилось на территории Латвии. Год «рождения» святыни точно не известен. Однако в том, что она была дорога местным жителям, сомневаться не приходится. Об этом говорит хотя бы тот факт, что часовня освящена в честь почитаемого в Родовом святого - Александра Свирского. Существует документ, подтверждающий это название. Бывший глава Родовской волости и большой любитель краеведения Леонид Убогов видел в бухгалтерской книге расходов и доходов Свято-Троицкого прихода запись за 29 августа 1946 года, свидетельствующую об остеклении часовни жителем деревни Тумасы В.Толкушкиным. По воспоминаниям Убогова и Егорова, часовня была выстроена из добротного красного кирпича, а крыша сделана из оцинкованной жести. У входа стоял большой раскидистый дуб. В 60-е годы дерево полностью высохло. Его срубили комсомольцы на одном из субботников...
Намерение Леонида Егорова восстановить часовню поддерживают и его тезка Леонид Убогов, и настоятель Свято-Троицкого храма в Родовом иерей Алексей (Трофимов). Правда, пока на уровне «было бы не плохо». Осуществить задуманное мешают большие и, на данный момент, непреодолимые финансовые трудности. Но Егоров продолжает молиться и верить в чудо.
ФАКТЫ
* В советские годы в деревне Черская Палкинского района была разобрана часовня Михаила Архангела, а бревна пущены на строительство коровника. Животные, которые там содержались, перестали телиться. Скотный двор пришлось закрыть.
* В 30-е годы прошлого века пьяный житель деревни Мелетово Псковского района стрелял
в лик Спасителя над входом в Успенский храм. Пуля задела нос Христа. Во время войны стрелок погиб от точного выстрела в нос.
* Близ деревни Свеклино Островского района стояла часовня, а внутри ее огромный валун. Большевики приказали часовню разобрать, а камень взорвать. Подсобить коммунистам вызвался местный житель по имени Колька. Через три дня он отправился на телеге в Остров, поранил косой ногу и вскоре умер от заражения крови.
* Когда в селе Селявны Воронежской области ломали церковь, председатель сельсовета и двое его помощников разбили уникальную огромную икону Спасителя на стекле, затоптав
ее ногами. На следующий день один попал под дрезину, и ему отрезало ногу и часть таза. Другому молотилкой выбило руку, а председатель упал лицом вниз и умер прямо в церкви.
* В селе Буйлово Тверской области закрытый храм Богоявления Господня стал пристанищем местных пьяниц. Однажды один из них вскарабкался по иконостасу, спустил на веревке вниз трехметровое распятие Христа и поставил его на своём огороде вместо пугала. На другой день его разбил паралич и через неделю он умер.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Фото автора.