
- Нам удалось сохранить Великолукский авиационноспортивный клуб ДОСААФ России им. Героя Советского Союза А. В. Попова, как единицу. Теперь нужно идти дальше. На его базе мы создаём псковский планерный клуб, - рассказывает офицер запаса Владимир Матрунич. - Есть задумка не ограничиваться одной подготовкой парашютистов для войск. Параллельно учить мальчишек и девчонок планеризму. Такой опыт есть в других регионах. Для его изучения мы специально ездили в Калининград, где дети занимаются с 12-ти лет. Вначале они изучают на земле аэродинамику, пробежку. С 14-ти переходят к практике, полётам с зо-метровой высоты. Наверное, кто-то спросит, зачем в наше время нужен планеризм? Не пережиток ли этого прошлого? Отвечу - нет. Дело в том, что лётчики, имевшие практику полётов на планере, впоследствии очень хорошо чувствуют самолёт в небе. Это позволяет им быстрее стать профессионалами в своём деле. Ну, а для тех, кто во взрослой жизни никогда не сядет за штурвал самолёта, увлечение планеризмом станет альтернативой сидению с гаджетами в руках, играм в бессмысленные компьютерные игры.
По словам Владимира Матрунича, сейчас идёт работа по созданию материальной базы планерного клуба. В Великих Луках для этого есть полоса длиной 1400 метров, в Псковском районе таковая имеется в Кислово. Её протяжённость - 3000 метров. Самое интересное, что не нужен самолёт. Достаточно лебёдки, которая, натягивая трос, тем самым разгоняет планер. Ни его, ни лебёдки пока нет, но Ярославский аэроклуб готов передать планер, у них есть невостребованный. Учить планеризму девчонок и мальчишек предполагают не только в Пскове, Псковском районе и Великих Луках, но и в других райцентрах. На местах они изучат теорию, практиковаться будут на основной базе. Разумеется, занятия - бесплатные.
ПЛЮС ПРЫЖКИ С ПАРАШЮТОМ
Одновременно желающие будут заниматься парашютизмом. Не просто прыгать с парашютом после краткого инструктажа, как это сейчас делается в коммерческих организациях. Ребятам предстоит изучить укладку парашюта, научиться разбирать и собирать автомат Калашникова, метко стрелять из него, ходить строем. И что очень важно, научиться выполнять приказы командира - многим это сложно даётся. Со временем курсанты уже сами будут учить всему новичков. Всё это повышает самооценку девушек и юношей.
- Мы хотим передать подрастающему поколению свою любовь к небу. Те, кто связан с ним, это люди с чистой душой. Те, на кого всегда можно положиться в трудную минуту. Что же касается нынешнего непростого времени, в которое мы затеяли возрождение планеризма, то это даже неплохо. Кризис заставляет иначе взглянуть на ситуацию, что-то переоценить, чтобы следовать мечте во благо общества и России в целом, - подчеркнул наш собеседник.
АЭРОКЛУБ У НАС УЖЕ БЫЛ
- Псковский аэроклуб первоначально был организован в 1936 году. Он включал в себя планерную, парашютную и самолетные секции, - рассказывает заместитель председателя областного Совета ветеранов войны и труда Николай Горбачев. - Однако в 1939-м в связи с войной с Финляндией клубные самолеты бипланы У-2 передали в армию. В аэроклубе остались секции планеристов и парашютистов. Оставшись без самолетов, он распался. Через год на одном из заседаний горсовета приняли решение восстановить аэроклуб, расположившийся в здании теперешней музыкальной школы на улице Советской. Аэродром находился в пригороде, сегодня на этом месте стоят производственные помещения. Клуб начал формироваться в октябре. Тогда же приехали инструкторы - военные летчики из новгородского и других аэроклубов.
Курсантов набрали из учебных заведений Пскова. Много ребят пришло из сельхозтехникума. Получение специальности «пилот» они совмещали с учебой в ссузе. Для выпускников школ учеба в аэроклубе была основным занятием. Курсанты последнего выпуска 1941 года с ноября по апрель изучали летное дело, матчасть. Практически все они продолжили учебу в Батайской авиационной школе пилотов им. Серова. Лишь несколько человек поступили в Сталинградскую авиационную школу. Три выпускника аэроклуба во время Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза: летчики-штурмовики Владимир Харитонов и Степан Ананин, а также пехотный офицер Александр Волков, чьим именем в Пскове названа улица, ему не суждено было стать летчиком.
КСТАТИ
«Каждой школе, каждому пионеротряду — свой авиамодельный кружок!», «Каждому заводу, каждой фабрике — кружок планеристов!», «Каждому промышленному центру — аэроклуб», «Все на самолеты!» - таковы были лозунги довоенного времени.
Александр МИЛЬКА.
province@pskovline.ru
Фото avatars.net