
На ней, помимо собственного, держатся ещё четыре домохозяйства. И это ей не в тягость, ведь она - социальный работник, ухаживает за представителями старшего поколения.
У ИСТОКОВ
- Сама я здесь, в Торошино, и родилась, в школу пошла. В 1985 году получила аттестат, затем в сельскохозяйственный техникум поступила. По распределению попала в Себежский район, в совхоз «Чайка», где трудилась зоотехником. После развала предприятия вела домашнее хозяйство. Стояла на бирже как безработная. Потом вернулись с мужем в родную деревню. Успела поработать в школе и в детском садике. Так получилось, что все работы были связаны и с людьми, и с хозяйственными хлопотами, - рассказывает Марина.
В поле зрения журналистов женщина попала не случайно, Марина Быченкова застала самое начало социальной службы в Торошинской волости: «У меня не было предшественников. Опыта набиралась самостоятельно. Вот уже десять лет работаю, как раз в марте годовщина».
ВСЁ ТА ЖЕ ДЕВЧОНКА
Подопечным торошинского соцработника от 74 до 87 лет. Их четверо, а всего один социальный работник может обслуживать до 8 человек. Впрочем, наша героиня не очень любит слово «обслуживать», она, скорее, помогает: «Трое из них помнят меня с детства. Я для них ещё школьница. Проблем с психологической совместимостью не было - не секрет, что пожилые люди не всем доверяют, пускают в дом».
А в доме надо сделать многое - наносить воды, дров, купить продуктов и лекарств, проследить, чтобы препараты принимались в срок, помочь разобраться с платежами по ЖКХ (все финансы под строгой отчётностью). Мобильный телефон всегда под рукой, и подопечные звонят своей помощнице, и она им. Уточняют, кому и что нужно в этот день, оставляют пожелания на следующее посещение. Социальный работник приходит к ним два раза в неделю. Вернее, приезжает, основной транспорт Марины Быченковой - велосипед. Зимой ей помогает муж, возит на машине. Кроме того, супруг Владимир замещает её и во время отпуска, ведь пожилых людей не оставишь на месяц без помощи. А кто лучше мужа знает, с кем и как работает Марина? Кстати, знакомы супруги ещё со школы, а в браке состоят более 30 лет.
СКРАСИТЬ СТАРОСТЬ
Не все подопечные - одинокие люди. Некоторым обратиться к социальным службам посоветовали дети, или даже сами обратились. Например, у одной из женщин ребёнок живёт в Эстонии. Там уже и семья, дети, работа. Вроде и есть возможность забрать маму к себе, но она сама не хочет. Говорит: «Здесь моя Родина, даже в город не хочу переезжать, не то, что за границу». Вот дети стараются по возможности обеспечить более комфортную «осень жизни». Есть и такие, у кого дети осели в Пскове или Санкт-Петербурге, не всегда могут приехать к пожилым родителям.
ОБИДЫ ЗА ПОРОГОМ
- Я порой сама за подопечных беспокоюсь, звоню. Проверяю, приняли ли лекарства, покушали ли. Протопили ли печку. Стараюсь, чтобы они всегда в тонусе были, не раскисали, и мысли грустные их не одолевали, - рассказывает Марина о человеческом аспекте своей работы. Ей надо быть тонким психологом, ведь с годами характер у подопечных может и испортиться. А может в какой-то день настроение быть на нуле. Но Марина все свои обиды и заботы оставляет за дверями: «У них разные проблемы, может, кто и скажет что-то резкое. Но я не обижаюсь, понимаю - всякое бывает. Я к ним со своими трудностями не должна идти. Люди ждут от меня позитива, помощи и поддержки, в том числе и моральной. Вот с ними я и должна приходить. И с улыбкой».
С этими словами она выводит из сарая свой велосипед, в дополнительные опции которого включены две объемные металлические корзинки для продуктов. Работа не терпит отлагательств, подопечные уже ждут.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото автора.