Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:26

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №31 (9935), 07/08/2019

Русское чудо Причудья

В Историко-краеведческой библиотеке имени И.И. Василёва проходит выставка «Русские старообрядцы Эстонии». На открытии состоялась презентация книги «Русские старообрядцы Эстонии и их храмы»

Эту презентацию в Пскове ждали четыре года. В июле 2015-го, представляя книгу  «Православные церкви, монастыри и часовни в Эстонии», один из ее авторов историк-религиовед, доктор наук Яанус Плаат сообщил, что следующая книга будет посвящена русским старообрядцам.

Работу над проектом, посвященным православию в Эстонии, он  начал в 2008 году, будучи профессором Эстонской художественной  академии. Несколько лет ездил вместе со своими студентами и фотографом Арне Маазиком в экспедиции.  Фотографировали храмы и их внутреннее убранство: иконостасы, богослужебные книги, утварь. Беседовали со священниками и прихожанами.  Снимали также старообрядческие храмы и кладбища, расспрашивали староверов.  Яанус сказал тогда, что книга о русских старообрядцах в Эстонии станет своего рода дополнением православного проекта.

Книга вышла в 2016-м и стала настолько популярной, что уже в следующем году был напечатан дополнительный тираж. По материалам книги, как это происходило и с другими проектами, над которыми работал религиовед, была подготовлена фотовыставка.

В 2016 году выставка демонстрировалась в Эстонии, в 2017-м - в Москве: в Центральной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова, в посольстве Эстонии, в выставочном зале «Тушино», в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына,  в Минске - в художественной галерее «Университет культуры»  во Дворце Республики. Прошедшей зимой она была представлена в Печорах. И вот наконец появилась возможность показать выставку в Пскове – в читальном зале историко-краеведческой библиотеки (огромное спасибо организаторам  - Псковской канцелярии Генерального консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге и лично директору Трийн Партс,  сотрудникам Историко-краеведческой библиотеки имени И.И. Василева и лично заведующей  Людмиле Русановой).

Выставка получилась емкой и очень интересной. История старообрядчества в Эстонии с XVII века по XXI век поместилась на 10 постерах. На выставке, как и в книге, помимо внешнего вида старообрядческих сакральных построек помещены изображения иконостасов моленных Эстонии. Здесь же можно увидеть фотографии старообрядческих кладбищ и икон из иконописной мастерской всемирно известного иконописца Гавриила Фролова (деревня Рая). Кстати, статья в книге «Иконопись старообрядцев Эстонии» написана специалистом по старообрядческой иконописной традиции Эстонии Мари-Лийc Паавер. Помимо современных, в выставке использованы архивные фотографии разных лет.

К сожалению, Яанус Плаат на презентацию книги и открытие выставки приехать не смог, и представляла ее Трийн Партс. Она отметила, что жизнь староверов на эстонской земле, куда они бежали в конце ХVII века после реформы патриарха Никона, никогда не была легкой. Практически до конца ХIХ века старообрядцам запрещалось при строительстве храмов использовать во внешней архитектуре крест, иконы и колокольню, чтобы они не напоминали церкви. Поэтому их храмы похожи на обычные дома и называются скромно – моленные. (На одном из выставочных постеров я впоследствии прочла, что из одиннадцати моленных в современной Эстонии только две создают внешнее впечатление церквей, кресты на моленных были также установлены позднее). Но, несмотря на все трудности и притеснения, старообрядцы сумели сохранить свою веру и свою уникальную культуру.

Данные о числе старообрядцев в современной  Эстонии разнятся. По результатам переписи населения 2011 года их было 2 тысячи 605 человек (0,24% всего населения страны), по другим оценкам - около пяти тысяч человек. Интерес к их жизни проявляют не только исследователи. Причудье, где в основном проживают староверы, становится одним из туристических центров. В прошлом году в Эстонии стал бестселлером роман о старообрядцах Вахура Афанасьева «Серафима и Богдан», написанный на эстонском языке. (Это семейная сага, действие которой происходит в деревне на берегу Чудского озера в период с 1944 по 1990 гг. – В.П.).

Завершая презентацию, Трийн Партс подарила по экземпляру книги «Русские старообрядцы Эстонии и их храмы» библиотеке и Старообрядческой Поморской общине города Пскова Древлеправославной Поморской Церкви. Председатель общины Михаил Радионов сказал слова благодарности организаторам встречи и авторам книги и выставки за работу по сохранению  наследия старообрядцев. Он подарил псковской канцелярии консульства альбом «Староверский край Усть-Цильма» исследователя Максима Пашинина, а библиотеке – календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2019 год.

Выставку можно будет увидеть в читальном зале библиотеки до 13 августа.

Виктория ПАВЛОВА.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков