
Немногие псковичи знают, что древний храм у Гремячьей башни ожил: назначен настоятель - отец Александр (Смирнов), по воскресеньям и двунадесятым праздникам служится Божественная литургия, а в остальные дни добровольцы из Псковской казачьей линии помогают батюшке благоустраивать пространство храма и обучают молодежь искусству владения шашкой на поляне перед ним.

ЗАГАДКИ И ТАЙНЫ
Единицы также знают, что поминаемых святых Косьмы и Дамиана (Козьмы и Демьяна) в истории было три пары - Римские, Асийские и Аравийские, жившие, согласно источникам, в разное время и в разных местах. Так что и два храма Косьмы и Дамиана в Пскове посвящены разным святым. В храме Косьмы и Дамиана Римских у Примостья престольный праздник, к слову, 14 июля.
А сколько тайн и загадок таит в себе храм у Гремячьей башни, пока не знают ни историки, ни археологи, ни молодой настоятель. Но все уверены, что их хватит не на одно поколение исследователей.
Изнутри храм кажется как минимум вдвое выше и шире, чем представляется с улицы. Оголенные от штукатурки стены не скрывают направления узких слоев каменной кладки на высоких сводах. Тяжелые кованые светильники на стенах - пока единственное вполне гармоничное и соответствующее эпохе украшение стен.
В ОЖИДАНИИ РЕСТАВРАЦИИ
Еще на прошлой неделе казаки и настоятель в рабочей одежде набирали настил пола в широком приделе, старались поспеть к празднику, чтобы перенести иконостас к алтарю и службу праздничную провести не в притворе, как пока совершалась, а на должном месте.
Лаги укладывали прямо на грунт. Отец Александр объяснил: культурный слой старались не трогать, потому как пол - временный, до проведения археологических работ. Когда они будут проводиться - неизвестно, но предварительная сумма уже обозначена - 12,5 миллиона рублей. А на спасение памятника в аварийном состоянии необходимо порядка 150 миллионов...
Храм Косьмы и Дамиана датируется 1363 годом по первому известному упоминанию в Псковской летописи, что совпадает с основанием мужского Козьмодемьянского (Гремяцкого) монастыря. В средние века обитель считалась крепкой, имела много земель, мельницу, конюшни, кузницу и славилась разными ремеслами. В 1664 году под спудом монастырского храма был похоронен архиепископ Макарий - известный просветитель и политический деятель своего времени. В том же веке (по заключению Спегальского) к церкви пристроили притвор и звонницу над ней, а еще через сто лет указом Екатерины II монастырь упразднили, храм стал приходским.
ОСОБАЯ БЛАГОДАТЬ
Еще до революции храм закрывался и вновь открывался, реставрировался и вновь ветшал. Стены хранят на себе отзвуки и дореволюционных работ в голубых тонах, и недавние экзерсисы мирожских иконописцев. В советское время было запустение, а при немцах и вовсе - конюшня. Отец Александр рассказывает, как освобождал вверенный ему храм от мусора: выносил груды полусгнивших досок, чистил от конского навоза. Помогали близживущие жители, они же стали первыми прихожанами.
И пространство в храме словно обновилось, и появилось совершенно особенное ощущение самобытной древности, и какая-то особая благодать. Существует предание, что в обновляемых храмах за литургией незримо собираются все святые, и Божественное благословение полной чашей проливается на всех участников таинства.
Отец Александр соглашается: ощущения на литургии в древнем храме Косьмы и Дамиана совершенно особенные. Тот, кто придет 14 ноября, обязательно почувствует.
Ася ЗАМАРАЕВА.
province@pskovline.ru
Фото автора.
Это очень хорошо,что будет жить древний храм,я думаю будет благодать тем людям которые от чистой своей души помогают ему воскреснуть из забыться,да поможет вам бог и добрые люди.