
О СЕБЕ БЕЗ УТАЙКИ
О себе они говорят, что народ сето (сету) это - «красивые люди». У них круглые лица с крепкими скулами и ясными глазами. Обычно светлые или рыжие волосы с возрастом темнеют. Женщины носят косы, мужчины - бороды. Свой родной край (Печорский район Псковской области) сето считают самым лучшим и красивым на свете, а язык - созданным для баллад и песен. Малочисленный финно-угорский народ имеет свой эпос - «Пеко» - и не расстается с одноименным божком плодородия, даже глубоко и серьезно приняв православие. Замшелый валун на Святой горке Псково-Печерского монастыря они называют «камнем Пеко», тогда как православные романтики предпочитают считать его камнем преподобного Корнилия, на что монахи только пожимают плечами: достоверно не известно, кто угодно мог молиться на удобном камне за сотни лет существования обители.
Как бы то ни было, но главный праздник сето - Кирмаш - приходится именно на Успение пресвятой Богородицы и отмечается, плавно перетекая после праздничного крестного хода из монастыря в усадьбу Сигово.
СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ
На мое замечание об ассимиляции сето с русскими в России и эстонцами в Эстонии моя собеседница Эне Лыйв только качает головой: нет, мы очень разные. В чем так особенно? Оказывается, сето никогда не ругают детей и не ругаются сами. Во всяком случае - прилюдно.
Язык сето считается частью культурного наследия и также включен в атлас исчезающих языков ЮНЕСКО. В нем нет ругательств, самое «крепкое» слово означает бесовщину, но произносить его вслух - признак плохого воспитания и плохого тона, считается, что человек призывает нечисть, которая непременно разрушит его жизнь.
Уважительное отношение к родителям, строгая субординация в семейных отношениях сродни нашему «Домострою», но разница в том, что у сето он сохранился в действии. Супруги всегда являются выразителями общего мнения, как они добиваются одной позиции -окружающим неведомо, не при людях и не при детях. Эне рассказывает, что уже выйдя замуж, задала вопрос родителям: как им удалось прожить душа в душу, ни разу не ссорясь? Секрет родителей оказался... в поле за амбаром: если надо было крепко поговорить между собой или что-то согласовать, муж и жена удалялись от семьи так, что никто их не мог ни слышать, ни видеть. И в доме, и на территории поместья нет места разладу, здесь должны звучать только приятные вещи, царить мир, любовь и порядок. Негатив в свое пространство сето не допускают - такая вот особая экология.
И ребенка нельзя наказывать, что бы он ни сотворил. Если уж совсем что-то из ряда вон выходящее сделает, следует сдержанно предупредить его о наказании и послать в лес за хворостиной. Пока ходит, глядишь, и слова убедительные найдутся, и гнев уйдет, и поступок понятнее станет. Не допускать зла - принцип, приложимый сето на все дела, людей и пространства.
И КИЛЛО, И ТОРРО.
Насчет происхождения народа сето ученые спорят. Одни полагают, что сето являются потомками эстов, которые сбежали от ливонцев на Псковскую землю. Другие видят в этом народе потомков чуди, к которым примкнули в XIX веке переселенцы эсты, принявшие православие. Третья версия говорит, что сето - древний и исключительно самостоятельный этнос, который подвергся частичной ассимиляции. Изучение сето началось в XIX веке, когда в результате переписи насчитали 9000 сето, большая часть которых проживала в Псковской губернии.
Самая главная традиция сето, в которой, как принято считать, раскрывается душа народа, - это исполнение песен. Стремясь сохранить традицию, этому обучают всех, но особенно - обладательниц «серебряных голосов» - «матерей песни». Быть «матерью песни» трудно и почетно. Нужно знать и уметь исполнять тысячи стихов, составляющих предание, уметь выстраивать из их канвы новые, соответствующие случаю, обстановке и идее выступления, песни. Отсюда у сето есть понятие песенного языка, он называется лело. Солисту часто помогает хор, и его условное двухголосие (звонкие - килло, и нижние, протяжные - торро) при большом числе участников растекается вполне симфоническим звучанием.
Говорят, что песни сето - это богатство души в серебряном обрамлении. Серебряные голоса и серебряные украшения. Еще одна поговорка гласит, что девушку сето сначала слышно, и только потом - видно.
...И «БОГОВЫ» ПОЛОТЕНЦА
О трудолюбии девушки сето тоже судили по песням: знает больше ста, значит, в хозяйстве хороша. Потому что всю домашнюю работу принято выполнять с песней по случаю, будь то приготовление еды, уход за домашней птицей и скотиной, разная работа в поле или рукоделие. Знаменитые сетоские узоры - в ткачестве, вязании, плетении кружев - много рассказывают и еще больше желают.
В городском музее Печор в постоянно действующей экспозиции - знаменитые «боговы» полотенца сето - тканые узорные полотна в традиционных цветах для обрамления икон. Их можно рассматривать бесконечно, поражаясь мастерству исполнивших их рук. Рядом - традиционные костюмы женщин сето, далее - фотографии печорских сето начала прошлого века (их колорит - временная экспозиция). Часть экспонатов сегодня рассказывают о жизни и традициях сето на выставке в Крыму.
Сложность узора, простота формы, глубина содержания - это не только о полотенцах, но обо всем, увиденном и услышанном нами у сето.
Ася ЗАМАРАЕВА.
Фото автора.


province@media-60.ru