Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:40

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №41 (9996), 12/10/2020

А сето - особенные

Погружаясь в историю и традиции этого малого народа, сумевшего сохранить свою самобытность, невольно сравниваешь их жизнь с русским и эстонским окружением, со своими корнями. Есть общее, но есть совершенно уникальные черты, ставшие причиной внесения традиций сето в список культурного наследия ЮНЕСКО.

О СЕБЕ БЕЗ УТАЙКИ

О себе они говорят, что народ сето (сету) это - «красивые люди». У них круглые лица с крепкими скулами и ясными глазами. Обычно светлые или рыжие волосы с возрастом темнеют. Женщины носят косы, мужчины - бороды. Свой родной край (Печорский район Псковской области) сето считают самым лучшим и красивым на свете, а язык - созданным для баллад и песен. Малочисленный финно-угорский народ имеет свой эпос - «Пеко» - и не расстается с одноименным божком плодородия, даже глубоко и серьезно приняв православие. Замшелый валун на Святой горке Псково-Печерского монастыря они называют «камнем Пеко», тогда как православные романтики предпочитают считать его камнем преподобного Корнилия, на что монахи только пожимают плечами: достоверно не известно, кто угодно мог молиться на удобном камне за сотни лет существования обители.

Как бы то ни было, но главный праздник сето - Кирмаш - приходится именно на Успение пресвятой Богородицы и отмечается, плавно перетекая после праздничного крестного хода из монастыря в усадьбу Сигово.

СЕКРЕТ СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ


На мое замечание об ассимиляции сето с русскими в России и эстонцами в Эстонии моя собеседница Эне Лыйв только качает головой: нет, мы очень разные. В чем так особенно? Оказывается, сето никогда не ругают детей и не ругаются сами. Во всяком случае - прилюдно.

Язык сето считается частью культурного наследия и также включен в атлас исчезающих языков ЮНЕСКО. В нем нет ругательств, самое «крепкое» слово означает бесовщину, но произносить его вслух - признак плохого воспитания и плохого тона, считается, что человек призывает нечисть, которая непременно разрушит его жизнь.

Уважительное отношение к родителям, строгая субординация в семейных отношениях сродни нашему «Домострою», но разница в том, что у сето он сохранился в действии. Супруги всегда являются выразителями общего мнения, как они добиваются одной позиции -окружающим неведомо, не при людях и не при детях. Эне рассказывает, что уже выйдя замуж, задала вопрос родителям: как им удалось прожить душа в душу, ни разу не ссорясь? Секрет родителей оказался... в поле за амбаром: если надо было крепко поговорить между собой или что-то согласовать, муж и жена удалялись от семьи так, что никто их не мог ни слышать, ни видеть. И в доме, и на территории поместья нет места разладу, здесь должны звучать только приятные вещи, царить мир, любовь и порядок. Негатив в свое пространство сето не допускают - такая вот особая экология.

И ребенка нельзя наказывать, что бы он ни сотворил. Если уж совсем что-то из ряда вон выходящее сделает, следует сдержанно предупредить его о наказании и послать в лес за хворостиной. Пока ходит, глядишь, и слова убедительные найдутся, и гнев уйдет, и поступок понятнее станет. Не допускать зла - принцип, приложимый сето на все дела, людей и пространства.

И КИЛЛО, И ТОРРО.

Насчет происхождения народа сето ученые спорят. Одни полагают, что сето являются потомками эстов, которые сбежали от ливонцев на Псковскую землю. Другие видят в этом народе потомков чуди, к которым примкнули в XIX веке переселенцы эсты, принявшие православие. Третья версия говорит, что сето - древний и исключительно самостоятельный этнос, который подвергся частичной ассимиляции. Изучение сето началось в XIX веке, когда в результате переписи насчитали 9000 сето, большая часть которых проживала в Псковской губернии.

Самая главная традиция сето, в которой, как принято считать, раскрывается душа народа, - это исполнение песен. Стремясь сохранить традицию, этому обучают всех, но особенно - обладательниц «серебряных голосов» - «матерей песни». Быть «матерью песни» трудно и почетно. Нужно знать и уметь исполнять тысячи стихов, составляющих предание, уметь выстраивать из их канвы новые, соответствующие случаю, обстановке и идее выступления, песни. Отсюда у сето есть понятие песенного языка, он называется лело. Солисту часто помогает хор, и его условное двухголосие (звонкие - килло, и нижние, протяжные - торро) при большом числе участников растекается вполне симфоническим звучанием.

Говорят, что песни сето - это богатство души в серебряном обрамлении. Серебряные голоса и серебряные украшения. Еще одна поговорка гласит, что девушку сето сначала слышно, и только потом - видно.

...И «БОГОВЫ» ПОЛОТЕНЦА


О трудолюбии девушки сето тоже судили по песням: знает больше ста, значит, в хозяйстве хороша. Потому что всю домашнюю работу принято выполнять с песней по случаю, будь то приготовление еды, уход за домашней птицей и скотиной, разная работа в поле или рукоделие. Знаменитые сетоские узоры - в ткачестве, вязании, плетении кружев - много рассказывают и еще больше желают.

В городском музее Печор в постоянно действующей экспозиции - знаменитые «боговы» полотенца сето - тканые узорные полотна в традиционных цветах для обрамления икон. Их можно рассматривать бесконечно, поражаясь мастерству исполнивших их рук. Рядом - традиционные костюмы женщин сето, далее - фотографии печорских сето начала прошлого века (их колорит - временная экспозиция). Часть экспонатов сегодня рассказывают о жизни и традициях сето на выставке в Крыму.

Сложность узора, простота формы, глубина содержания - это не только о полотенцах, но обо всем, увиденном и услышанном нами у сето.

Ася ЗАМАРАЕВА.

Фото автора.

Оцените статью:


province@media-60.ru

Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков