Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 06:25

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №39 (9482), 07/10/2010

Какой якорь не дает взлететь меценатству в России?

Сегодня поговорим о том, что такое «меценатский NPV» и почему в Пскове, как и во всей России, «вымерли» практически все «саввы мамонтовы»?

Плохая привычка - считать чужие деньги. Тем более - указывать, как их потратить. Но мы все же попробуем. В развитых странах Запада очень обеспеченные люди считают своей обязанностью чуть ли не половину доходов тратить на благотворительность. Круг меценатской помощи очерчен многолетним опытом: это культура и искусство, спорт, помощь одаренным детям и, безусловно, поддержка обездоленных, инвалидов и т.д. Россия имеет богатую историю меценатства, многие фамилии до сих пор на слуху: Мамонтовы, Морозов, Третьяков, Рябушинский... Список немаленький. Во времена СССР, правда, необходимость в меценатстве отпала: государство почти целиком взяло на себя поддержку всех перечисленных направлений.

Сегодня российская благотворительность плавно перетекла в спонсорство, и это уже сложившийся факт. Такую систему «ты мне - я тебе» предприниматели и корпорации считают нормальной и, если дело касается поддержки культуры, искусства или спорта, абсолютно приемлемой. Поэтому, если вы, например, хотите организовать выставку, нужно понимать, что спонсорская помощь зачастую сродни кредиту: «благодарить» придется несколько лет. Доподлинно известно, что в некоторых компаниях, оказывая благотворительную помощь, просчитывают так называемый NPV - это деньги, которые инвестор ожидает получить в итоге от проекта. Безусловно, такое лицемерие все понимают, но обе стороны согласны надеть «маски» и терпеть.

Впрочем, выставки или, к примеру, волейбольно-футбольно-хоккейные команды - это дело вторичное. Есть социальные направления, которые наша государственная бюджетная система в силу разных причин не финансирует или финансирует недостаточно. Например, помощи детским домам или талантливым детям никогда не бывает мало. Так как здесь пресловутый NPV стремится к нулю, то и благотворителей здесь встретишь нечасто. Или, может, скрываются наши меценаты? Не хотят афишировать свою доброту и кристальную душу? Берут пример с меценатов XIX века, которые требовали, чтобы их имя не афишировали? Сомнительно. Проверить это довелось на собственном примере, когда автор этих строк отправлял школьную сборную Пскова на чемпионат России по игре «Что? Где? Когда?». Администрация города денег выделить не смогла, поскольку сумма «не была запланирована заранее», а псковские «магнаты», к которым мы обращались, к сожалению, не смогли потянуть сумму в 20 тысяч рублей. Как ответил один из самых именитых псковских бизнесменов, «все крупные псковские предприниматели активно занимаются благотворительностью, в том числе и по партийной линии. Поэтому лишних, незапланированных денег у нас нет…». Вот такая теневая «меценатская артель», «масоны местного розлива». Видимо, работа псковских меценатов сверхзасекречена, настолько, что даже журналистам плоды их деятельности практически не обнаружить. Что касается чемпионата, то помощь-таки удалось найти.

Сейчас все громче говорят о новом законе о меценатстве, который необходим России. Так, заместитель руководителя отдела музеев Минкультуры РФ Владимир Фомин
недавно заявил, что принятие закона о меценатстве необходимо: оно поможет созданию фондов целевого капитала, из которых можно будет черпать средства на развитие учреждений культуры и не только. По неофициальной информации, Министерство культуры уже с сентября прошлого года разрабатывает закон о меценатстве по приказу Президента России. Туда, в частности, должны «войти» и налоговые льготы. Если рассматривать развитые страны, то только в России на сегодня такие льготы не предусматриваются.

В Псковской области на региональном уровне летом был принят закон «Об установлении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организациям, оказывающим благотворительную помощь стационарным социальным учреждениям области» (№979 – оз). В соответствии с этим законом, ставка налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет области (а это 18 процентов из 20 – авт.) снижается до 13,5 процента. При этом по закону предприятие должно тратить на благотворительность не менее 2 процентов от прибыли. При нехитрых подсчетах получается, что если предприятие будет тратить на благотворительность 2-5 процентов своей прибыли, то будет оставаться в плюсе. Вот только зная, как у нас не любят возиться с лишними бумагами, можно только предполагать, какая участь ждет этот закон.

Второй вопрос касается налоговой службы: известно, как налоговики «шерстят» компании, которые увлекаются благотворительностью. Часто – за дело, но ведь страдают и те, кто пытается работать и помогать честно. Кстати, в прошлом году по инициативе Администрации Псковской области была «внедрена» идея – создание попечительских советов. Губернатор Андрей Турчак потребовал, чтобы при каждом социальном учреждении обслуживания детей, инвалидов и престарелых граждан появились советы, которые бы возглавили главы муниципалитетов…

Работают ли попечительские советы? Почему в Пскове не появляются благотворительные фонды? Об этом в следующем номере газеты "Псковская провинция".

В ТЕМУ

Алексей Севастьянов, предприниматель, депутат Псковского областного Собрания:

- Безусловно, на сегодня в Пскове, да, пожалуй, и в России культуры меценатства нет, не сформировалась с советских времен. Впрочем, многие предприниматели всерьез считают себя меценатами. Правда, такое «меценатство» обычно ограничивается разовыми акциями и происходит либо по принуждению, либо в соответствии с коммерческими планами. Кстати, относится это не только к предпринимателям: у простых граждан тоже тяги к благотворительности не так-то и много: мы строим храм в Крестах, и я давно уже обращался к гражданам о том, что если мы все вместе постараемся и соберем, например, по 30 рублей, то общими силами легко построим храм. Инициатива не заглохла, но КПД был, мягко скажем, невысок.

В прошлом году по требованию Губернатора области Андрея Турчака в районах были созданы попечительские советы, а возглавили их лично главы муниципалитетов. Я внимательно слежу за их работой и вижу, как в течение года работа в абсолютном большинстве советов угасает. В итоге хорошую идею на местах превратили в фикцию. На самом деле, создание подобных советов или благотворительных фондов - дело необходимое и не такое уж нереальное. В Пскове, например, проживает не менее 500 весьма обеспеченных людей, которым не так уж и тяжело было бы выделять в фонд по тысяче рублей в месяц, они бы и не заметили ее отсутствия в кошельке. Таким образом, за год мы могли аккумулировать как минимум 6 миллионов рублей - а это как минимум несколько важных операций или серьезная помощь инвалидам, детским домам. Но пока массовости такая инициатива не принимает.

Некоторые ссылаются на то, что государство не поддерживает благотворительность на уровне законодательных инициатив. Возможно, для кого-то это является решающим фактором при желании оказать поддержку той или иной сфере. Лично я пользуюсь другими критериями. Вот летом появился у нас закон, связанный с благотворительностью: посмотрим, как он поможет «раскрыться» псковским меценатам…

Конечно, меценатство надо воспитывать. Как у простых граждан, так и у тех, кто может себе позволить заниматься благотворительностью. К сожалению, у нас воспитывать получается либо на личной заинтересованности, либо из-под палки. С другой стороны, слово «спасибо» обладает магическим свойством: часто благодарность людей, которым ты помог, вселяет желание все больше помогать!

Денис КАМАЛЯГИН.

dk@province-pskov.ru

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ЭКОНОМИКА

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков