
На сцене лоскуты белой материи, напоминающие паруса, а с другого ракурса - просто простыню, раскинутую на стене. Рука, появляющаяся из ниоткуда и пропадающая в никуда, неуверенно держащая потрепанную маску. Мы на концерте одной из самых загадочных групп русского рока – «Пикник». Они привезли в Псков свой новый альбом «Театр абсурда». В результате и театр был, и абсурд тоже…
В Пскове коллектив, давно известный на рокерской сцене России, в КСК «Супер» собрал разные поколения. Те, что побогаче, с отвисшими животами и лысеющими головами, разместились в VIP-ложах, а остальные внизу, перед самой сценой. Вот потихоньку начинают концентрироваться около сцены молоденькие панки в коже и металле с плакатами Эдмунда Шклярского и остальных участников группы. Перед нами сидит пара девушек: одна помоложе, другая, вероятнее всего, мама первой. Возраст возрастом, а вкусы одни.
На сцене то и дело появляется мужчина с фонариком на голове, вызывая всплески криков и аплодисментов публики, которая явно заждалась действия. И вот долгожданный момент, на сцене они: по отработанной годами схеме сначала появляется ударник Леонид Кирнос, затем клавишник Станислав Шклярский, а уже после некоторой паузы из разных сторон сцены бас-гитарист и вокалист Марат и гитарист Эдмунд Шклярский. Они выходят без слов, поют одну песню за другой, не произнося ни слова и не объявляя названий. Зачем? Заслышав первые аккорды песен, зрители в зале, не сговариваясь, начинают петь во все горло.
Музыканты серьезны. Зал в полном восторге и в музыкальном экстазе. Стены «Парохода» сотрясаются от оглушительного: «Фиолетово-черный!» или «В Театре абсурда ты главный герой». И вдруг на сцене уже никого нет, полный мрак, из которого музыканты неожиданно возвращаются в цветных рубашках. У Эдмунда в руках металлические трубы, которыми он отбивает такт. Зная наклонность гитариста к новым изобретениям и необычным музыкальным инструментам, можно предположить, что это одно из них...
Мужчина в черном одеянии с высоким воротником, похожий на Дракулу выводит на сцену девушку в странном головном уборе. Видно, что он очень тяжелый, и девушка изо всех сил старается его не уронить. В зале приглядываются и видят на «шляпе»… струны. Это так называемая девушка-арфа. А еще раньше кумиры радовали поклонников исполнением музыки на девушке-виолончели. Абсурд? Быть может, но на радость фанатам Эдмунд уверенно играет на музыкальном инструменте. А поклонники в зале уже в ожидании другого обещанного необычного музыкального инструмента - светового гиперболоида, который, кажется, невозможно описать словами. Из зрительного зала виден только луч, который пытается слепить, соединить зрителей в одно целое, при непонятных звуках, похожих на скрежет. А вот и традиционная фигура на ходулях, трехметровой величины - словно дирижер, во фраке, она будто манипулирует собравшимися, и те, заворожено вторят артистам на сцене.
Музыканты традиционно не разговаривают с журналистами и не общаются с публикой на концертах. Лишь в Интернете можно найти переписку артистов с их поклонниками, где Эдмунд объясняет популярность «Пикника» так: «Было и остается несколько «установок», которых мы стараемся придерживаться: 1) попытаться иметь свой, отличный от других выразительный язык: музыкальный, словесный и визуальный, 2) не опираться на прежнее, а зрителя, который пришел первый раз и не слышал до этого ни одной песни необходимо заинтересовать любым доступным и вменяемым способом».
Но зрителей безэмоциональность и равнодушие Эдмунда не расстраивают, несмотря на отсутствие внимания к ним, псковичи сажают голос и визжат в полном восторге. Единственное слово, которое лидер группы произнес в завершении концерта, было «спасибо». Музыканты быстро уходят за кулисы. Но потом еще выступают на бис. Они исполняют легендарную песню из репертуара группы «Кино». И вместе со всеми маленькая девчушка, сидя на плечах у отца, кричит: «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле...»
Светлана ПЕТРОВА.
ssp@province-pskov.ru