Настоящий театр – это не только актерская игра, декорации, костюмы… Это и песни, и танцы. В псковском драматическом театре за хореографию отвечают три очаровательных девушки, которые помогают псковским актерам эффектно и красиво двигаться на сцене. У нас в гостях Илона Гончар, Дарья Зуева и Анна Иванова.
Девчонки занимаются танцами с самого детства, с пяти-семи лет. Перепробовали массу направлений и не хотят ограничиваться чем-то одним. Такое стремление дает им возможность экспериментировать на театральной сцене, где есть все, чтобы смешивать разные танцевальные стили. Кроме того, с детских лет их объединяет и дружба, которая очень помогает в работе. Илона с детства мечтала стать актрисой, начинала в театральной студии у Вадима Радуна. Там впервые и решилась поставить танцевальные номера для юбилейного концерта студии. Их заметили и пригласили попробовать силы на большой сцене псковского драмтеатра.
Дарья признается, что по началу было страшновато и совсем неясно, как молоденькие девчушки будут объяснять заслуженным актерам и народным актрисам, «вы ножку не туда поставили, ручку не так повернули, еще раз, отрабатываем, отрабатываем». Но актеры поддерживали и сами просили указывать на их недостатки и огрехи. Поэтому удалось наладить свободное и открытое общение. Первым спектаклем, в котором они ставили хореографию, стала «Метель» по произведению Александра Пушкина.
Девушки не только «делают» танцы. Они и сами танцуют. А иногда приходиться и играть, и петь... И теперь они говорят о театральной карьере, как о любимом занятии, на которое не жалко времени.
Театральная хореография, по словам девушек, - это выражение эмоций и чувств.
- Во всех танцевальных студиях, которые есть у нас в городе, учат многому, но далеко не всегда вкладывают в танец душу, - делится Илона. - Инструктор бывает всерьез увлечен, сам танцует профессионально, но, не каждый может передать свои таланты и навыки ученикам. В результате танцы получаются сухими. В театре по-другому… Здесь почва благотворная. Ведь актеры в принципе имеют базовые хореографические навыки. И, учить их выражать эмоции хореографам точно не придется. В отличие от обычных любителей, театральные актеры знают, зачем им это надо.
Кроме того, в театре большое пространство, в котором девушки себя чувствуют совсем по-другому, нежели, в современном клубе: высокие потолки, кулисы, и огромная сцена, на которой нет ощущений ограниченности:
- Как будто стоишь на горе или в поле и тебе надо все охватить, - отмечает Илона. Но, признаются девушки, любая сцена, даже хорошо изученная «домашняя» площадка таит в себе немало неожиданностей. И, кажется, уже смогли изучить и запомнить все трещинки, ямки и другие неровности сцены, иногда все же становится неуютно, когда думают, что может произойти с танцующими. Неудобные костюмы и обувь тоже могут стать причиной травм. Но без хореографии в театре во все времена было никак: она помогает слепить все происходящее воедино, и важна ничуть не меньше, чем все остальное. Ведь хорошая актерская игра складывается, в том числе, и из движений, пластики, создающих цельный образ.
- Хореография помогает актерам свободнее себя чувствовать на сцене, помогает создавать на сцене реальность и нереальность, - убеждена Дарья Зуева.
Девушки уверены, что все мысли, все образы, все ситуации можно выразить танцем. Пусть что-то в этом ряду проще, что-то сложнее. В этом немаловажную роль играет импровизация в танце. Иногда, импровизационный результат получается даже интереснее и удачнее, чем в спланированном сценарии.
Нередко на постановку хореографии отводится очень мало времени. Особенно, если в спектакль вводят нового актера. За пару дней или за несколько репетиций его нужно познакомить со всеми движениями, используемыми в спектакле. Вот здесь и спасает актерское мастерство и умение уверенно держаться на сцене. Наши собеседницы с удовольствием еще больше времени уделяли бы хореографии и обучению актеров, нелишними были бы и дополнительные занятия для растяжки мышц, развитие дополнительных хореографических навыков, но в театре нет соответствующего хореографического класса - им бы станочек, да зеркала! Девчонки уверены, результат был бы гораздо выше.
С чего же начинается хореографический номер в театре? Естественно, с музыки. Но ее выбор за режиссером, и с ним не поспоришь. Даже если мелодия не нравится, и у хореографа создается собственное видение спектакля, определенной сцены, приходится работать с тем, что преподносит режиссер. Хотя бывают и исключения, когда музыку совместно выбирают все участники спектакля. Затем совместными усилиями наши героини придумывают «скелет» танца, его структуру - отрабатывают сами и только потом приносят на репетицию. За несколько лет совместной работы и дружбы, придумывание танцев для них стало огромным удовольствием. А мы с девушками еще обязательно встретимся на наших страницах…
Светлана ПЕТРОВА.
ssp@province-pskov.ru
Мне, как обычному простому читателю, интересно было почитать данную статейку! Все понятно! Как самв побывала там!)