23 июня прошлого года московским поездом в Псков прибыл мужчина, которого в городе уже с нетерпением ждали несколько человек. Мужчины встретились в одном из псковских кафе на Завеличье. После дежурных приветствий собеседники повели разговор серьезный и опасный - о приобретении оружия.
Псковичу Юрию Яковлеву во время встречи гость передал в качестве предоплаты 3900 долларов США на покупку трех пистолетов иностранного производства и полутора десятков патронов к ним. Сделка заключалась на доверии покупателя к продавцам. Яковлев обещал клиенту в ближайшие дни приобрести три пистолета фирмы «GLOCK» и 13 патронов к нему. При встрече с москвичом, личность которого устанавливается правоохранительными органами, присутствовал третий человек - Александр Лисичкин. Но он не имел прямого отношения к сделке, он в этой истории отличился в другом эпизоде, о чем речь пойдет ниже.
Приобрести боевое оружие, как оказалось, в наше время не составляет особых проблем, только надо знать у кого. Такого человека уже не один год хорошо знал пскович Вячеслав Дужнов. Продавец жил в Эстонии, но иногда он по делам наведывался в Печоры. Однажды иностранец продемонстрировал Дужнову список оружия, которое можно купить по указанной в прейскуранте цене. Дужнов таких денег не имел, но охотно взялся найти покупателя. Он обратился за советом к своему знакомому, Андрею Петрову, и показал ему список. На посреднических операциях, пока «стволы» дойдут до покупателя, можно было заработать неплохие деньги. Это понимали все участники сделки, чем потом и воспользовались.
Петров тоже ничем не мог помочь Дужнову. Но он познакомил с оружейным прейскурантом Юрия Яковлева, а тот, в свою очередь, Евгения Невзорова, который и обнадежил всю компанию, обещая найти в Москве состоятельного покупателя. И обещание свое сдержал. Этот человек в июне прошлого года встретился в кафе с Юрием Яковлевым.
Эстонский продавец никогда не передавал покупателю оружие лично. Он был слишком опытен, чтобы так безрассудно поступать. Вячеслав Дужнов должен был забрать пистолеты с патронами из специального тайника, устроенного где-то за Печорами. Дужнов отправился на указанное место, соблюдая все меры конспирации. Он несколько раз останавливал машину, проверяя, не ведется ли за ним слежка. Убедившись, что он один в пустынной местности, направился к тайнику.
Но на самом деле вся эта пятерка оружейных баронов давно находилась под пристальным оперативным наблюдением. Как ни старались участники сделки при обсуждении операции в разговорах кодировать оружие под название автомобилей, а патроны деликатно именовать запчастями, но подробности сделки были хорошо известны сыщикам. Псковские оперативники позволили Дужнову забрать из тайника пистолеты с патронами. Товар он тотчас же передал Андрею Петрову, а тот отвез пистолеты домой, в поселок Родина. Следом за ним нагрянули с обыском псковские контрразведчики.
В доме Петрова они обнаружили целый арсенал. Помимо только что приобретенных пистолетов, запасливый Петров хранил карабин, ящик с охотничьими патронами в количестве 760 штук, а также электродетонатор, который, как потом установила экспертиза, являлся промышленно изготовленным взрывным устройством. По словам Петрова, он его «нашел».
Тут необходимо заметить, что некоторые фигуранты этого дела были в прошлом профессиональными военными, и участвовали в боевых действиях, некоторые побывали в опасных переделках, и чудом, как тот же Петров, остались живы. Он за отличную службу и мужество имеет государственные награды. Отмечен боевыми наградами и бывший офицер российской армии Юрий Яковлев.
- Возможно, что эти люди после войны не могли жить без риска, без острых ощущений. Участие в криминале давало им такие ощущения. Петров был уже неоднократно судим, последний раз за хранение оружия, - замечает старший следователь следственного отдела УФСБ России по Псковской области Алексей Федоров, который вел это дело.
Следствием установлено, что Яковлев, когда проходил военную службу, обнаружил (как он сам утверждает) на военном полигоне под Стругами Красными 16 динамитных шашек и четыре электродетонатора. Он не сдал их на склад, а хранил дома. Потом эти боеприпасы пригодились для изготовления бомбы с часовым механизмом, помещенной в металлическую трубу. В этом Яковлеву деятельно помогал тот самый Лисичкин. Взрывное устройство они хотели продать за 20 тысяч рублей. Только благодаря псковским чекистам эта сделка сорвалась. А если бы кто-нибудь заинтересовался товаром? Это-то в наше время, когда почти каждый день звучат выстрелы и взрывы…
Анатолий ТИХАНОВ.
kot@province-pskov.ru