Председатель комитета по туризму, инвестициям и пространственному развитию рассказала корреспонденту «Псковской провинции» о том, почему нужно развивать городской туризм и зачем создавать индустриальные парки.
Наши гостиницы не выдерживают конкуренции
- Наталья Александровна, на одной из недавних конференций вы отметили, что сейчас Псковскую область посещают 280 тысяч туристов в год, но уже к 2015 году ваше ведомство планирует увеличить эту цифру в двое. Насколько это реально?
- Безусловно, механически цифру увеличить невозможно, как и всю область сразу туристской Меккой не сделаешь. Поэтому мы выделили для себя несколько основных направлений. Во-первых, это все, что связано с развитием городского туризма с центром в Пскове. Федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма, куда мы подали проект по развитию Пскова, заканчивается в 2016 году - именно тогда мы и сможем подвести первые итоги. Городской туризм для нас - новый формат, ведь что мы как туристический центр сейчас имеем? Это один-два дня пребывания туристов: бегом по Кремлю, Мирожскому монастырю, заехать - именно не зайти, а заехать - к Покровской башне. Такая программа для массового туриста не так интересна. Да, есть профессионалы, которых привлекает обилие церквей, уникальных зданий гражданской архитектуры, но от массового туристского потока они составляют не более 3-5 процентов. А что интересно массовому туристу? Ему хочется совместить и посещение историко-культурных мест, и развлечения, и отдых. Ему нужен именно городской туризм, который на протяжении последних трех десятилетий активно развивается в европейских странах. Развитие городского туризма предполагает, прежде всего, создание комфортных, интересных общественных пространств (набережных, парков, площадей), развитие специализированного малого бизнеса в области производства и продажи аутентичной продукции, развитие сектора общественного питания, и конечно, гостиничной инфраструктуры. Сейчас в Пскове, практически невозможно провести крупное мероприятие: нет достаточного номерного фонда гостиниц, негде провести приличную выставку. А это должны быть современные, крупные специализированные площадки.
- Но, судя по анонсированным проектам, мы опять получим дорогие четырех- и пятизвездочные отели для избранных?
- Во-первых, в основном речь как раз идет в большей степени о строительстве трехзвездочных гостиниц. Во-вторых, за счет конкуренции цены на гостиничные номера должны стать дешевле. Если номер в гостинице в 200-тысячном европейском городе (номер в трехзвездочной гостинице) стоит 30 евро, то и в Пскове он должен стоить не больше 30 евро. Если он стоит уже 50 евро – значит, мы не конкурентоспособны. Это проблема не только Пскова, но и многих городов России.
- Что нам ждать от развлекательной индустрии? Псковские места развлечений изрядно критикуемы…
- По индустрии развлечений проекты есть, причем достаточно реальные. Но нужно понимать, что есть достаточно большие проблемы с точки зрения рынка. Мы привыкли сравнивать Псков с многомиллионными Москвой и Петербургом. В 200-тысячном городе трудно создать все многообразие развлечений. Точнее – обеспечить им постоянный спрос.
Крайне важно, чтобы в городе появились так называемые общественные пространства, чтобы горожане и туристы, наслаждаясь городом, могли пройти от Кремля до Покровской башни, а соответственно, набережная должна быть нормально освещена, благоустроена, там должно появиться место для проведения временных выставок и других мероприятий. Такие прецеденты есть в российских городах, например, они должны появиться и здесь. Самое главное – чтобы место стало привлекательным и для горожан: ни один турист не пойдет туда, куда не хочется идти самим жителям города.
Неразрывная часть городского туризма - событийный туризм. У нас уже немало интересных событий: это и «Исаборг», и «Железный град», Пушкинский фестиваль, Всероссийская масленица и другие. Но событийный календарь надо насыщать и дальше. Например, в соседних государствах в специальных информационных пунктах на каждый месяц можно получить подробную раскладку по всем мероприятиям.
Не только в городе, но и на селе
- У муниципалитетов такие же радужные перспективы, как у областного центра?
- Я не буду останавливаться на Печорском районе, в нем много интересных проектов, в том числе инвестиционных, это единственный район, который издает свой событийный календарь, так как все понимают, что ключевым событием, к которому мы все готовимся – это празднование 1150 летия Изборска в 2012 году. И это тема для отдельной беседы.
Но в области много перспективных с точки зрения туризма мест. Например, Дедовичский, Бежаницкий, Островский районы активно развивают рекреационные территории. Это небольшие проекты – по созданию туристских баз отдыха, но для тех, кто хочет отдохнуть на озере, сходить на рыбалку или в лес – это то, что нужно. Сейчас мы просим муниципалитеты еще активнее формировать эти площадки.
Говоря о других муниципалитетах, думаю, надо отдавать отчет в том, что нужно концентрироваться: невозможно за пять лет сделать все. Если за все хвататься, то результата не будет нигде. С районами мы будем работать по формированию новых туристских территорий, новых туристских маршрутов. Например, людям просто интересно съездить в Порхов, посмотреть городскую крепость, Холомки, Волышово. Люди про это, как правило, не знают. Есть идея сделать отдельный проект на нашем туристическом сайте – туристские маршруты области. В основном это будет разработано для индивидуальных туристов.
- На сайте Губернатора www.turchak.ru активно лоббируется тема сельского туризма…
- Да, это перспективное направление. Мы в октябре-ноябре подготовим специальную методичку по созданию сельского дома, с Торгово-промышленной палатой Псковской области проведем семинар по развитию сельского туризма. Также будет проведена работа по развитию сельского туризма с руководителями экономических ведомств муниципалитетов и с местными информационно-консультационными центрами, созданными в рамках Датско-Российской программы содействию экономического развития Псковской области. Совместно с областным управлением сельского хозяйства мы установили перечень хозяйств, которые потенциально перспективны для развития сельского туризма.
- Для того чтобы развивать тот же сельский туризм, нужна развитая транспортная система. Здесь есть какие-нибудь подвижки?
- Комитетом по дорожному хозяйству Псковской области готовится программа по развитию дорожной сети и отдельным направлением в ней выделено именно развитие туризма. Программа пятилетняя, в ней учтены основные проекты. Это касается региональных дорог, так как, конечно, состояние транспортных сетей очень сильно влияет на поток туристов.
Комитетом по транспорту и связи ведется работа и по восстановлению авиасообщения: с ноября будет возобновлен рейс «Псков – Москва», также мы работаем над возобновлением рейса «Рига – Псков» к маю 2011 года.
Моглино и Ступниково уже в разработке
- В своих выступлениях вы часто отмечаете, что главная перспектива в привлечении инвестиций – это создание индустриальных парков.
- Скажем так: это один из самых мощных механизмов, снимающий множество проблем для потенциальных инвесторов. Что важно для бизнеса? Готовая инфраструктура и внимание властей. Предоставление инфраструктурно подготовленного земельного участка – ключевой, на мой взгляд, аргумент для прихода крупного бизнеса в тот или иной регион.
Наша система построена очень гибко: есть проект, который проходит в структурах власти быструю оценку своей значимости. Администрация помогает подобрать земельный участок, если в этом есть надобность. В тех секторах, которые наиболее интересны для региона – электротехника, машиностроение, - ищем сотрудничества и с зарубежными инвесторами. Крупные проекты на сегодня заявлены и в сельском хозяйстве: в основном это действующие на рынке игроки, кроме, пожалуй, российско-датской компании «Идаванг».
По Ступниково и Моглино мы уже запустили разработку проекта планировок, без чего, кстати, нельзя получить поддержку со стороны федеральных органов власти для развития данных площадок. К середине декабря мы должны получить проекты планировок и уже со следующего года начать непосредственную работу над одним из парков.
Также мы подготовили изменения в областной закон «О налоговых льготах и инвестиционной деятельности», ввели туда такое понятие, как зоны интенсивного экономического развития. Сейчас готовим постановление о зонах интенсивного экономического развития, в том числе и промышленного типа.
В скором времени должна начать функционировать Государственная корпорация развития Псковской области. Подобные корпорации существуют и в Калуге, и в Пензе, и в Красноярске и во многих других регионах. Одной из задач корпорации как раз будет развитие индустриальных парков.
Я считаю, что по нашим основным приоритетам – логистика, туризм, сельское хозяйство - уже есть достаточно много проектов, ряд из которых уже или реализуется или начнет реализацию в начале 2011 года. Именно поэтому наибольший акцент в краткосрочной перспективе мы будем делать на промышленных инвестициях.
Денис КАМАЛЯГИН.
dk@province-pskov.ru