
Не каждый водитель подкрашивает глаза и губы во время езды, пытается надеть чулки или, упаси Боже, переобуться. Типичная шутка о женщинах за рулем кочует из одного анекдота в другой. Но иной раз она, все же, находит отражение в реальности.
Когда так происходит, это становится одним из доводов мужчин о том, что женщина и автомобиль - понятия несовместимые. Хотя, думается, подкрашивание ресниц не менее опасно, чем прикуривание сигареты на скорости 120 километров в час и беседа по мобильному телефону во время совершения сложных маневров, чем часто грешит сильная половина человечества. Подобными безрассудствами отличаются только безответственные водители, и неважно - мужчины они или женщины.
- Я - водитель, поэтому хочу сбить стереотип о том, что женщина за рулем - обезьяна с гранатой, - рассказывает псковская автолюбительница Елена. - Мне не нравится разделение на мужчин и женщин. Ты или водитель, или нет. Кстати, наблюдая за некоторыми машинами на дороге, иногда задаешься вопросом, как их владельцы получили права? Кстати, некоторые мужчины отвратительно ездят.
За рулем Лена всего (или, может быть, уже?) два с половиной года. И совсем не похожа на типичную девушку-водителя. Мы хоть и отказались от деления водителей по половому признаку, но только в отношении манеры и качества езды, не более. Елена окончила Псковский педагогический комплекс, где во время учебы занималась музыкой и пела в хоре. Сейчас она студентка 4 курса механико-машиностроительного факультета политехнического института. Учится на кафедре автомобилей и автомобильного хозяйства. Как призналась девушка, поступала она туда сознательно и ни капли не жалеет о своем выборе. После получения диплома Лена мечтает построить свой бизнес.
- Мой интерес к автомобилям понятен, - объясняет она. - У папы была своя станция технического обслуживания, и с малых лет я достаточно часто там «гостила». Он не раз сажал меня к себе на коленки, и так мы катались на машине. Я всегда знала, что буду водить. Права получила в 19 лет и два года ездила на ВАЗовской «пятерке», когда из семейного пользования машина перешла ко мне. Чтобы научиться ездить, надо начинать с «классики». Все элементарные поломки и способы их устранения узнаешь за рулем такой машины. Научишься ездить на «классике» - сможешь ездить на всем!
В мае Лена пересела на «Mercedes 190», 1984 года выпуска. Машина старше своей владелицы на пять лет. Прежняя «пятерка» перешла ее другу, став первой машиной для молодого человека. Кстати, водительские права тот решил получить, глядя на свою подругу. А вот в «немца» юная автомобилистка влюбилась с первого взгляда. Не поверите, но жалостливый вид машины не мог оставить девушку равнодушной. Во всем его виде читалась история «взаимоотношений» с прежним владельцем, который не часто баловал автомобиль новыми автозапчастями и должным вниманием. Машина была с трещиной на лобовом стекле, на капоте отсутствовал привычный значок, стояла она на красивых белых дисках, но с одной «запаской», к тому же все попытки ее завести были напрасны. Однако это не все «достоинства» транспортного средства. «Когда я прикупила «Mercedes», то сразу обрезала ногти, потому что поняла, что ему предстоит не один ремонт», - улыбается Лена. Кстати, ремонт для нее - дело привычное, есть даже спецодежда для подобных случаев. Минувшим летом она проходила практику в одном из псковских автосервисов… в кузовном цехе, где мастера выполняют достаточно грубую и точно не женскую работу. Одного желания мало для подобного труда, поскольку порой просто не хватает физической силы.
- Пришлось приобрести разные навыки, - вспоминает девушка. - Я была маляром, но, правда, по всем правилам покрасила только панельку от телефона, счищала с двери «Волги» транспортировочный
грунт. Даже прослушала лекцию о колористике, изучила и испробовала все имеющиеся краскопульты станции, наблюдала за сварочными работами, работами на стапеле (стапель - напольная система для правки деформированного кузова автомобиля, которая действует за счёт многотонных давящих и растягивающих сил, - авт.), ходила в цех механиков наблюдать за работами по диагностике и ремонту подвески. Но долгое время боялась сказать в трубку: «Кузовной цех, здравствуйте». Самое ценное, что я получила из этой работы - знания. Их нигде так не получишь, как на реальном предприятии, где человеческий фактор - основной.
После покупки авто девушка вместе с отцом, засучив рукава, на несколько дней «поселилась» в гараже: взялись за преображение «старичка». Перебрали двигатель, поменяли массу запчастей и расходных материалов, поставили другую приборную панель, а синяя обивка салона скоро станет черной. Что там говорить, прежние неудобства, с которыми можно было столкнуться, со временем стали привычными и любимыми. Каждая обновка, приятная мелочь радовала взгляд и грела душу. Даже двигатель своего «железного коня» юная владелица называет «сердечком».
- Любовь к машинам и интерес к авторемонту не мешают мне оставаться девушкой, - признается Лена. - Я не делаю из своего «Mercedes» женскую машину, поэтому не вешаю никаких игрушек, а на заднем сиденье часто приходится возить новенькие запчасти. Люблю каблуки и платья, но слова друзей о том, что я «езжу как мужик», для меня становятся комплиментом. Неуверенность за рулем должна отсутствовать: ты или едешь, или нет. У некоторых водителей это есть, к некоторым приходит с опытом. Одни хорошо поют и рисуют, другие - водят машину…
Марина ПЕТРОВА.
map@province-pskov.ru
Фото из личного архива Елены.