Моя дочка вернулась из школы перепуганной. Одноклассницы взахлеб рассказывали друг другу страшилки о маньяке, который орудует в нашем городе. Совершены два зверских убийства – одно на улице Леона Поземского, другое в минувшие выходные на берегу Мирожки. И сейчас уже не ясно, с чем бороться сложнее – с самим злодеем, или паникой, которую он посеял. Как известно, лучший способ справиться со страхом – посмотреть ему в глаза. Поскольку боимся мы маньяка, пришло время… познакомиться с ним поближе. Влезть в его душу, постичь его логику и скрытые мотивы поступков.
А поможет в этом врач-психиатр областной психиатрической больницы №1 Богданово Алексей ЕРОФЕЕВ.
- Маньяки – это ваши пациенты?
- Действительно преступления совершают иногда психически больные люди. Как правило, они убивают по бредовым соображениям (слышат голоса, движимые сверхценной идеей или находятся в состоянии алкогольного психоза), и по решению суда проходят принудительное лечение. Но истинные маньяки в подавляющем своем большинстве никакого отношения к психиатрии не имеют. Сексуальный маньяк (а именно он вызывает ужас у законопослушных граждан) отличается от обычного человека только способом получения сексуального удовлетворения. Он чувствует возбуждение и удовольствие от насилия. И это не болезнь, а своеобразный тип реакции, не поддающийся лечению.
- Ваш коллега, профессор Бухановский утверждал, что склонности к патологическому насилию можно выявить и предотвратить уже в детстве. Может быть, и состоявшегося маньяка можно вычислить?
- Если это было возможно, преступлений было бы намного меньше. Но вся загвоздка в том, что в быту маньяки совершенно адекватны. Более того, они настолько боятся разоблачения, что порой ведут себя намного приличнее некоторых других людей. Лишь бы себя ничем не выдать. Цель любого маньяка – заманить жертву. Поэтому они контактны, умеют очаровывать, быть деликатными и обходительными. Как, например, знаменитый педагог-новатор Сергей Сливко. Он жил в советские времена в Ставропольском крае, был директором детского туристического клуба. Его передовой опыт распространялся по всей стране. Всеобщее признание не мешало Сливко под предлогом киносъемок заманивать своих воспитанников в лес, зверски убивать, расчленять трупы и насиловать. Бесчинства длились больше десяти лет, и никто представить себе не мог, какой монстр скрывается в этом милейшем человеке. Его жертвы должны были носить белые рубашки, пионерские галстуки и обязательно черные, начищенные до блеска ботинки. Все свои эксперименты Сливко снимал на кинокамеру. Мне показывали этот фильм на кафедре психиатрии Московской академии постдипломного образования. Дикое зрелище…
- Неужели человека, способного на эти зверства, можно назвать психически здоровым?
- У душевнобольных, как правило, страдает умственная деятельность, им сложно контролировать ситуацию и тем более собственные чувства. Другое дело - маньяки. Одно то, что они тщательно планируют преступление и мастерски заметают следы, свидетельствует о том, что с интеллектом у них все в порядке. Да и в быту, как я уже говорил, они адекватны. Тем и опасны. Конечно, обывателю трудно поверить в нормальность насильника, но понятие нормы в психиатрии весьма размыто. Раньше, например, гомосексуализм и лесбиянство значились в международном классификаторе болезней, современная же медицинская наука не считает их душевными расстройствами. Не следует забывать и о том, что между психическим здоровьем и нездоровьем существует пограничное состояние, которое носит название психопатии. Психопат – это человек с определенными особенностями личности. Будучи здоровым, он ведет себя иногда, как душевнобольной. Во всяком случае, так думают обыватели. Существует много вариантов психопатии, в том числе и сексуальной. Так вот, маньяки – это в большинстве своем сексуальные психопаты. Например, главный апологет садизма маркиз де Сад, или основатель мазохизма Захер Мазох. Среди «современных» деятелей можно вспомнить Чикатило, Ткача.
- Маньяками рождаются или становятся?
- Точного ответа на этот вопрос пока не существует. Но факт тот, что маньяком может быть как больной, так и психически здоровый человек. Возможно, ген насилия или сексуального извращения есть у каждого человека, но проявляется он у единиц. Некоторые такими появляются на свет, у других сексуальные отклонения проявляются в юности или зрелости под влиянием обстоятельств. Сливко, например, видел агонию подростка, попавшего на его глазах под колеса машины. Несчастный был одет в пионерскую форму. Сливко запомнил белую рубашку, галстук, темный школьный костюм и блестящие ботинки. Гибель пионера явилась кульминацией в формировании психологии будущего маньяка. Впоследствии он воспроизводил детали той сцены, разыгрывая на уединенных лесных полянах придуманные им сценарии…
- Как справиться с паникой, которая мешает полноценно существовать?
- Сужу не как психиатр, а как обыватель - сделать это очень сложно. Если я посоветую вам не бояться маньяка, вряд ли вы меня послушаете, и в вашей душе тут же воцарится покой. Ведь по логике вещей, если кто-то чересчур настойчиво призывает вас не поддаваться панике, значит, повод паниковать все-таки есть. И все-таки свой страх можно научиться контролировать. Во всяком случае, не доводить его до абсурда. Это в ваших же интересах. Кстати, маньякам паника только на руку. Тому же Ткачу доставляли большое удовольствие грубые проколы милиции, из которой когда-то его выгнали. Мол, у вас теперь проблемы, вам меня не поймать. Маньяк питается страхом и паникой. Но если трепещущего ужаса в глазах жертвы нет, злодею становится неинтересно, и преступление может сорваться. Так что делайте выводы…
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru