- Солнце встает на Востоке, а садится на Западе, вам не кажется это странным? - с победным видом изрек посетитель и продолжил. - Когда я предъявил неопровержимые доказательства того, что наше светило на самом деле стоит на месте, меня едва не постигла судьба Джордано Бруно. Еретики открыли за мной слежку и уже полгода шагу не дают ступить. Защитите меня от их произвола, дайте мне высказаться на страницах свободной прессы.
Гость говорил так убедительно и выглядел настолько адекватно, что я едва не усомнилась в своих астрономических познаниях. На десятой минуте его пламенной речи мы поняли, что наш посетитель явно страдает манией преследования.
О том, что это такое рассказывает психиатр областной психиатрической больницы №1 «Богданово» Александр МОСКАЛЕВ.
- Многим из нас в некоторой степени свойственно принимать желаемое за действительное и видеть то, чего нет. Чем отличаются фантазии здорового человека от обсуждаемой нами душевной болезни?
- Бред преследования – это убежденность человека в том, что его преследуют, причем подозрения больного абсолютно беспочвенны и лишены каких-либо предпосылок. Он активно и даже весьма агрессивно защищается от мнимых преследователей, что представляет серьезную опасность для окружающих. В своих крайних вариантах бред преследования пересекается с бредом величия. Человек уверен в своей яркости, исключительности и особой миссии, которую ему предстоит выполнить на этой планете. А «враги человечества», разумеется, всячески мешают ему реализовать задуманное.
- В каких обстоятельствах чаще всего проявляется бред преследования?
- Благодатной почвой для развития заболевания является алкоголизм. На фоне длительного запоя у больного часто возникают яркие галлюцинации, напоминающие захватывающий боевик. Им мерещатся слежки и погони, которые могут иметь весьма плачевный финал. Причем не в фантазиях, а на яву. Особенно бред преследования обостряется в темное время суток и (или) во время поездок. Один мой больной, например, отправился на поезде по своим делам и почувствовал за собой слежку. Заранее предвидев такое развитие событий, он еще вооружился кухонным ножом и, дабы не даться врагам живым, нанес себе удар в сердце. Мужчину удалось спасти только чудом. Еще одному крепко пьющему больному ночью померещилось, что его окружили и хотят убить цыгане. Пожарные сняли несчастного с верхушки строительного крана.
- Есть ли «сюжеты» наиболее типичны для больных с манией преследования?
- В основе, как правило, лежит «шпионская тема». Больной мнит себя агентом разведки и постоянно чувствует за собой слежку. А вот окраска у этих историй разная – в зависимости от конкретной личности и особенностей времени. Чем более развито общество и технологии, тем изощреннее становится бред. Против наших больных регулярно с их точки зрения используются психотропное оружие и сильно действующие препараты. Многие работают на Медведева и других политических деятелей, связь с которыми осуществляется с помощью летательных космических аппаратов. Руководители государства постоянно обмениваются с нашими больными информацией, неусыпно за ними следят.
- Каков психологический портрет больного с бредом преследования?
-Многие выглядят вполне адекватно, и заметить неладное может только профессионал. Например, недавно моей коллеге позвонила псковитянка бальзаковского возраста и попросила заключение о собственной вменяемости. Несколько месяцев назад в ее квартире кто-то установил жучки. Из углов идет постоянное излучение, радиация. Женщина обращалась в разные инстанции, в том числе Роспотребнадзор и ФСБ, однако там на ее жалобы не отреагировали должным образом. И даже потребовали три тысячи за анализ. В том, что дома установлены скрытые камеры, женщина убедила даже родственников. Причина столь пристального внимания к скромной псковитянке оказалась проста. Оказывается, она сообщила в органы наркоконтроля о противоправных действиях соседских подростков, за что они вознамерились ее убить. Негодяи смотрят на женщину вызывающе, обсуждают план мести, постоянно следят…В общем симптомы бреда преследования налицо. Сейчас женщина лечится в одном из учреждений здравоохранения.
- А если человек вовсе не болен и ему действительно кто-то угрожает?
- Это прерогатива соответствующих органов. Как врач-психиатр, я могу рассказать об абсолютных признаках бреда преследования. Во-первых, нелепость рассуждений. Например, больной видит цветок, и для него это верный признак, что за ним следит ФСБ. Во-вторых, особая логика. Человек, страдающий данным психическим расстройством, не принимает во внимание ничьи доказательства – ему «и так все ясно». Кроме того, бред преследования часто сопровождается галлюцинациями и изощренными ощущениями (жуки под кожей, электрическое воздействие на разные органы). Ну, а если больной начинает вооружаться, что бывает довольно часто, это безусловное показание к экстренной госпитализации. Немедленно вызывайте милицию и «скорую помощь».
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru