Почти каждый день в редакцию обращаются возмущенные псковичи с просьбой оказать влияние на свою управляющую компанию, которая не хочет ремонтировать крышу, подъезд, не убирает лестничные площадки, дворовую территорию и т.д. Количество претензий к организациям, которые занимаются обслуживанием жилищного фонда в Пскове, растет как снежный ком. И ситуация почти не меняется. Собственники квартир приходят с жалобой в УК в роли просителей, хотя на самом деле являются заказчиками услуг, за которые ежемесячно платят, а значит имеют право требовать, чтобы эти услуги были соответствующего качества. Более того, только у самого жильца есть реальные рычаги воздействия на организацию, отвечающую за содержание его дома. Как же заставить управляющую компанию работать на своего заказчика?
ТРЕБУЙТЕ ДОГОВОР
Главным документом, регулирующим отношения собственников с УК, является договор. В нем должно быть записано, какие виды работ и в какой срок выполняются за счет ваших платежей. Зачастую он принимается в усеченном виде. Минимальный перечень этих работ установлен постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года. Если договора у вас нет, уже то, что УК присылает вам счета за свои услуги и вы их оплачиваете, говорит о договорных отношениях.
ОБРАЩАЙТЕСЬ НЕ ПО ТЕЛЕФОНУ, А ПИСЬМЕННО
Если ситуация не аварийная, лучше не звонить диспетчеру управляющей компании, а отправить заявку заказным письмом или отнести лично секретарю, который на вашем экземпляре заявления должен поставить дату и подпись. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда заявки о неисправности инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления и не позднее, чем на следующий день, быть устранены.
ЗАПИШИТЕСЬ НА ПРИЕМ К РУКОВОДИТЕЛЮ УК
Если ваша заявка осталась без внимания, запишитесь на личный прием к руководителю управляющей компании. К заявлению можно приложить фотографии. Потребуйте технического осмотра коммуникаций или конструкций, где выявлена неисправность. По закону ответ на ваше заявление УК должна прислать в течение 30 дней. Если руководство отказывается принимать меры по ее устранению, попросите этот отказ зафиксировать на вашем заявлении.
ПОМОГУТ ДРУГИЕ СТРУКТУРЫ
Если все ваши заявления проигнорировали, обращайтесь в Государственную жилищную инспекцию, а затем в прокуратуру. УК будет направлено предписание или оформлен протокол об административном нарушении. За некачественное выполнение работ или услуг предусмотрен штраф в размере 40-50 тысяч рублей для юридического лица и 4-5 тысяч рублей – для должностного лица. Причем взыскивать штраф можно неоднократно, пока не будут устранены замечания.
ПОСЛЕДНЯЯ ИНСТАНЦИЯ
И хотя последней инстанцией многие считают суд, который должен расставить все точки над «I», наиболее радикальной мерой является отказ жильцов от услуг данной управляющей компании. Поскольку это частная структура, потеря одного из заказчиков будет для нее серьезным финансовым ударом в условиях рынка. Законодательство позволяет не только сменить УК, но и выбрать другой способ управления, например, ТСЖ или непосредственное управление собственниками помещений.
О том, как узнать, куда и на что тратит управляющая компания собранные с жильцов деньги, мы расскажем в следующих номерах газеты.