
Женщина с иконой - моя бабушка. Она простодушно рассказала, что исстари в деревнях таким способом пытались при пожаре отвести беду. Бабушке приходилось это делать впервые. Скептики, конечно, скажут, что не икона помогла, а просто ветер внезапно поменял направление. Может быть, и так, ведь контрольный эксперимент поставить невозможно.
А вот другой случай. Четыре года назад в деревне под Псковом сгорел дом. На пепелище из нажитого скарба хозяева не обнаружили ничего, кроме иконы Казанской Божией Матери. Казалось, что уцелеть в огненном аду она никак не могла, хотя бы уже потому, что была написана даже не на деревянной доске, а на холсте. Материя почти не пострадала, только порвалась в двух местах. И лик покрылся толстым слоем жирной копоти. От высокой температуры оплавилось даже металлическое крепление на образе. Хозяева иконы решили передать ее в церковь, потому что не знали, как с ней дальше поступить, ведь изображение было полностью утрачено. Так икона попала в Псков, в храм святого благоверного князя Александра Невского. Но там она пробыла недолго. Настоятель храма протоиерей Олег Тэор решил передать икону в музей Центра противопожарной пропаганды. Там она и висела в «красном» углу, за пожарными колоколами. Со временем сотрудники Центра привыкли к иконе настолько, что даже перестали обращать на нее внимание.
- Как-то зашел в музей наш знакомый, глянул в угол, и говорит: « А что там на иконе появилось? - вспоминает ведущий методист Центра Любовь Фролова. - Сквозь копоть отчетливо проступал лик Божией Матери. С того времени и началось обновление иконы.
Изображение проступило в нескольких местах. Там, где уже была видна живопись, она сверкала сочными свежими красками. И вот на днях я снова вместе с Любовью Фроловой отправился в музей. Икона за это время открылась полностью. Я так думаю, что писал ее не ремесленник-богомаз, тиражировавший свою продукцию для широкой продажи, а человек с художественным вкусом – так тонко и трепетно в линиях и красках передал он изображение Божией Матери с младенцем. Похожий случай произошел недавно в Питере, его показали по центральным каналам телевидения. В доме-высотке полностью выгорела квартира. Хозяева в это время находились на работе. Все имущество погибло в огне, остались только закопченые стены. Но уцелела икона, которой родители недавно благословляли молодых.
С иконами в последнее время особенно часто случаются необъяснимые явления, именуемые чудесами. Наверное, в каждой епархии могут вспомнить хотя бы об одном случае обновления, мироточения иконы, а также дублирования изображения на стекле. В 1998 году, на второй день Успенского поста, в Пскове, в возрожденном храме Александра Невского на стекле киота иконы Успение Божией Матери отчетливо проступил и отпечатался лик Божией Матери. Трафаретного наложения быть не могло, так как икона находилась в нескольких сантиметрах от стекла. Похожее явление наблюдалось приблизительно в то же время и под Киевом на иконе «Призри на смирение», имеющей, кстати, псковские корни. В России эти явления официально изучает Комиссия по чудесам, которую возглавляет известный ученый-геолог, профессор Павел Флоренский. В комиссию входят специалисты по разным отраслям знаний, представляющие ведущие вузы и исследовательские институты России. По словам Павла Флоренского, среди «чудес» нередко встречаются и фальсификации, но наберется много фактов, которые объяснить современными научными методами невозможно. Мироточение, пожалуй, самое распространенное чудо. Необъяснимо, замечает Павел Флоренский, как появляется миро, причем ведь оно изводится не из вещества самой иконы, а возникает на ней как бы «из ничего».
Кстати, у пожарников областного центра есть икона «Неопалимая купина». Ее огнеборцам пожарной части №1 подарили в 1992 году печерские монахи, и с тех пор при тушении пожаров у них не пострадал ни один человек.
Анатолий ТИХАНОВ.
kot@province-pskov.ru.
Фото автора