
До обеда уполномоченный по правам человека по Псковской области Виктор Иванов принимал посетителя, разговор затянулся на два часа. Потом Виктор Васильевич написал ответ заключенному, который скоро должен освободиться из колонии, но не знает, куда ему потом податься: дома нет, да и получить работу не надеется. Виктор Васильевич поинтересовался в Центре занятости, потом в социальной гостинице, чем в Пскове можно помочь бывшему зэку, и сообщил ему письмом, что работой и жильем на первое время его обеспечат. То есть, шанс изменить свою жизнь к лучшему, у него есть.
- Как часто вам удается помочь людям?
- В половине случаев. Хотя работы много. В прошлом году поступило 127 жалоб, в этом - 38. Аппарат уполномоченного - всего один человек. Кроме меня, есть еще помощник.
- Откуда чаще всего поступают жалобы?
- Из уголовно - исполнительной системы наказания, также по жилищным вопросам. На сотрудников правоохранительных органов люди жалуются, утверждая, что во время следствия к ним применялись физические методы воздействия. Я делаю запросы начальникам областного УВД или УФСИН. Были случаи, когда граждане жаловались на некорректное поведение судей, унижавших честь и достоинство участников уголовного процесса.
- Жалобы на сотрудников УВД и работников исполнительной системы наказаний подтверждались?
- Почти всегда я получал от силовиков стандартный ответ, что физическое насилие не применялось. В обществе сложилось мнение, что силовикам нельзя верить, что если человек жалуется, что его били на следствии, то так и было на самом деле. Но я должен верить фактам. Часто люди обращаются ко мне через несколько месяцев после случившегося, когда невозможно собрать улики и найти свидетелей. Как, например, сегодня. Отчим просит вступиться за пасынка, считая, что его избили сотрудники правоохранительных органов. Но минуло два месяца после этого случая, и без того достаточно спорные доказательства этого подтвердить просто невозможно.
Были случаи, когда меня хотели ввести в заблуждение, чтобы избежать уголовного наказания. В прошлом году поступила жалоба от заключенного, который утверждал, что он не участвовал в ограблении бензоколонки в Стругах Красных, просто случайно оказался в тот момент на месте преступления и был задержан сотрудниками милиции как подозреваемый. Аргументы в жалобе звучали очень убедительно. Я решил проверить все факты, привлек к расследованию свидетелей и экспертов. Потратил четыре месяца и, обнаружил, что человек все - таки лжет. Это говорит о том, что нельзя слепо верить каждой жалобе. И потом, пересмотр судебных решений не входит в компетенцию уполномоченного по правам человека. Но я всегда готов выслушать позиции всех сторон, чтобы понять, были ли нарушены в ходе следствия чьи-то права.
Несколько месяцев назад ко мне обратились родители осуждённого К., который находился в областной больнице СИЗО-1. Они сообщили, что их сын умирает. Но Псковский городской суд отказал администрации СИЗО-1 в освобождении этого человека. Тогда осужденный К. обжаловал постановление суда в кассационном порядке, судебная коллегия по уголовным делам поддержала его ходатайство и направила дело в тот же суд, только в другом составе. Осуждённый письменно обратился ко мне с просьбой присутствовать на процессе. Надо отдать должное суду нового состава, проявившего гуманность и сострадание к человеку. В этот же день сын был освобожден из-под стражи и вместе с матерью уехал на родину, в Московскую область. Потом я узнал, что молодой человек умер на следующий день после возвращения домой.
Возникает вопрос: какую общественную опасность (по мнению суда первого состава) представлял этот человек? Тем более, что срок наказания - два года - он отбывал за кражу велосипеда.
- Кто чаще всего является нарушителем прав человека?
- Чиновники муниципальных и государственных учреждений. Вспоминаются случаи в Опочецком и Плюсском районах, когда чиновники предоставляли сиротам не благоустроенное жилье, какое они должны иметь по закону, а без всяких удобств. Чтобы восстановить справедливость, мне пришлось обратиться в районные прокуратуры. В Пскове женщину с тремя детьми из аварийного дома переселили в квартиру, где условия жизни были еще хуже, чем прежде. Мы сейчас стараемся помочь многодетной матери в судебном порядке. Другой случай. Обитатели дома на улице Кошевого хотят поменять управляющую компанию. Есть подозрение, что организация, которая сейчас управляет этим домом, представила поддельный протокол.
- Личные права граждан часто нарушаются?
- Есть случай нарушения права гражданина на свободу передвижения. Человека в департаменте судебных приставов не выпускали из кабинета, требуя немедленно вернуть деньги, которые гражданин кому-то задолжал. Освобождать должника из цепкой хватки приставов пришлось при помощи милиции и прокуратуры. Сейчас идет служебное расследование этого случая.
- Как часто псковичи обращаются в Европейский суд по правам человека?
- Мне известны три случая. Есть, например, дело врача, которого не приняли на работу в одно из лечебных заведений областного центра. Хотя вакансии там есть. Дело в том, что этот человек – инвалид, потому ему и отказали в трудоустройстве. Люди с физическими недостатками в нашем обществе не должны подвергаться дискриминации при поступлении на работу. На всех предприятиях, как того требует закон, существует трехпроцентная квота для инвалидов. Но в законе есть серьезный пробел. В нем не говорится конкретно, какие профессии должны быть включены в квоту. Понятно, что имеются в виду основные профессии – так во всем мире принято. Но врачу-инвалиду, формально не отказывая в трудоустройстве, предлагают работать санитаром или дворником. Он прошел все местные судебные инстанции, но там поддержали позицию руководства медицинского учреждения. Чтобы найти справедливость человек обратился с жалобой в Европейский суд по правам человека, я у него выступаю поручителем. Ждем теперь ответ из Страсбурга. В качестве положительного примера приведу швейную фабрику «Славянка». Здесь давно открыли участок для инвалидов, и люди там работают по основной профессии.
- Вашу должность не назовешь спокойной. Какой народ приходит на прием к уполномоченному? Как себя ведут эти люди?
- По-разному. Народ приходит в основном сложный и порой даже агрессивный. Однажды на прием пожаловал фермер, вооруженный травматическим пистолетом, который он носил в кобуре под мышкой. Приходится нередко выслушивать людей с психическими заболеваниями. Одна женщина, например, жаловалась на «банду гипнотизеров», которая ее преследует. Я всех внимательно выслушиваю, и эту женщину тоже. Даже сходил к ней домой, чтобы она видела мое участие в ее «беде». Я не имею права намекнуть таким людям на их болезнь, потому что они это обязательно почувствуют.
Недавно в Белоруссии, в монастыре, мне подарили иконку святой Евфросиньи Полоцкой. Я ее повесил в кабинете на стенку. Монахини говорили, что икона святой создает атмосферу умиротворения и дружелюбия.
Анатолий ТИХАНОВ.
kot@province-pskov.ru
Фото автора.