Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:22

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №14 (9508), 13/04/2011

Надо ли укрупнять регионы?

Единого мнения ни у чиновников, ни в научных кругах на этот счет нет. Хотя разговоры об объединении Ленинградской, Псковской и Новгородской областей ведутся давно.

Выбор еще не сделан. Он будет зависеть не только от центральной власти, но и от граждан, которые, как того требует закон, на референдуме должны высказать свою позицию. Укрупнение может коснуться районных образований. Профессор Псковского педагогического университета Андрей МАНАКОВ занимается проблемами регионологии и считает, что такие инновации не только бесполезны, но и могут принести вред.

- Андрей Геннадьевич, главный аргумент сторонников укрупления заключается в том, что сильные регионы, в нашем случае большая Ленинградская область, помогут подняться экономике более слабых областей, улучшат благосостояние населения. Шесть автономных округов России уже включены в состав областей. Причем через референдум.

- Губернатор Иркутской области, в которую вошел Усть-Ордынский автономный округ, утверждал тогда, что административная граница между областью и округом якобы мешает развиваться торговле. Поэтому товары в Иркутскую область ввозятся из других регионов и даже из-за границы. Будто бы люди, сетовал чиновник, вынуждены даже покупать их по завышенным ценам. Губернатор, правда, не объяснил, почему товары беспрепятственно попадают на прилавки иркутских магазинов, в то время как граница между областью и автономным округом, который со всех сторон окружен его территорией, является труднопреодолимой. И что, цены после объединения сразу понизились? В это крайне трудно поверить. Но когда аргументов нет, их надо придумать. К сожалению, они иногда убеждают людей, особенно слаборазвитых областей.

- В 20-е годы Псковщина в качестве округа была включена в состав Ленинградской области.

- Реформа, проведенная в конце 20-х годов, называлась «районированием». Каждая область, входившая в состав этой территории, должна была, по задумке авторов реформы, специализироваться на выпуске определенной продукции. Но ничего из этого не получилось. Такое административное деление не соответствовало уровню промышленного производства регионов в то время и оказалось химерой.

Опыт Запада доказывает, что стабильность предпочтительнее перемен. Границы штатов в Америке не меняются с XIX века. Даже сокращение численности населения в каком-то штате не считается причиной для его ликвидации. В штате Вайоминг, например, проживает всего около 500 тысяч человек. Штат Нью-Джерси по нашим меркам вовсе карлик – территория районного масштаба. Но никто не собирается присоединять их к более сильным соседям. Американцы понимают, что большими территориями сложнее управлять. А нас это почему-то не страшит. От Питера до Себежа, например, раскинулась территория протяженностью около 800 километров. Трудно даже представить, какие экономические и социальные проблемы в случае ликвидации области могут стать общими для многомиллионного мегаполиса и того же Себежа, о существовании которого столичные жители даже не подозревают. И редкий чиновник, к примеру, губернатор, сможет когда-нибудь объехать всю периферию своих обширных владений и вдумчиво разобраться в ее проблемах.

– Как относятся по вашим наблюдениям псковичи к идее объединения?

– По нашим опросам третья часть псковичей ее одобряют. В основном, это молодежь. Молодые люди стремятся в мегаполисы, многих не устраивает даже областной центр.

– Предположим, укрупнение все же состоялось. Что дальше?

– В каждом регионе есть центр и периферия. Центр – это ядро. Оно собирает вокруг себя территорию, организует ее и сплачивает. У нас в области два ядра: Псков и Великие Луки. В случае оптимизации эти города деградируют, станут чем-то вроде Суздаля, где, кроме музеев, ничего нет. Пострадают и районы, которые к этим городам-центрам непосредственно примыкают. Я имею в виду в первую очередь Псковский, Печорский и Великолукский районы. Начнется миграция населения. Миграция – это тоже проявление экономики.

В советское время некоторые райцентры Псковской области были ликвидированы, они стали угасать, превратились в заурядные деревеньки. Некоторые просто вымирают. Кто помнит сейчас Ляды, Павы, Кудеверь, Пожеревицы. Каким бы центр не был, но пока там есть власть, значит, есть и деньги, какая-то обеспеченность населения работой.

– Может быть, новый центр все-таки позаботится о приобретенных территориях?

– Это только слова. Вы действительно думаете, что после ликвидации области центр начнет создавать у нас новые предприятия? Что вырастет заработная плата и снизятся цены? Они, может, и вырастут, но благодаря маленьким хитростям статистики, которая просто усреднит экономические данные по бывшей Псковской области, как это у нас любят делать. Центр нуждается в периферии только для обеспечения высоких темпов собственного роста и развития передовых технологий. А что центру не выгодно развивать и не приносит доходов, он переведет на периферию, включая вредные производства. Это не чей-то злой умысел, а объективный процесс. Так делается во всем мире.

– Еще один аргумент в пользу укрупнения – станет меньше чиновников в районах.

– Меньше не станет. Потому что с ликвидацией районов число управленцев в новом административном центре увеличится. Произойдет перераспределение чиновников. У нас не учитывается еще такая составляющая, как доступность сервиса власти. К чиновнику за справкой и сейчас не так-то просто добраться из глубинки, потому что плохие дороги, проблемы с транспортным сообщением. А тогда станет еще сложнее. Это еще один дополнительный стимул навсегда покинуть родные места.

Другой важный момент, который наверняка не учитывают сторонники объединения регионов. Чем крупнее будут экономические единицы, тем экономически самостоятельнее. Это может стать в какой-то момент причиной распада страны на самостоятельные государства, причем не по национальным признакам. В лихие 90-е годы, правда, весьма осторожно, но такие предложения высказывались.

– Тогда вечный российский вопрос: что делать?

– Не все инновации полезны. Ресурсы России – это не только нефть, но и люди. Если они уедут с насиженных мест, территория придет в запустение. Я убежден, что проблемы сельского хозяйства зависят не только от субсидий в эту отрасль, но и от экономического состояния «ядра». Ведь в Ленинградской области основные сельскохозяйственные предприятия находятся в пригородной зоне.

Надо развивать центры, делать их привлекательными для субсидий, стимулировать туризм, он может вызвать появление местных промыслов. А то Псков стал похож на гигантский супермаркет, где деньги перетекают из одной торговой точки в другую.

Петр ИВАНОВ.

Оцените статью:


Комментарии

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

ПОВОД ПОДУМАТЬ

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков