Многие из тех, кто хоть раз побывал в шкуре пациента, обычно приобретают завидное чувство юмора. И начинают шутить, правда, преимущественно, по-черному. Иначе все, что происходит сейчас в отечественной медицине, трудно осознать и вытерпеть. Вернее, происходило. Но, возможно, шутить и злорадствовать скоро будет не о чем.
Модернизация здравоохранения, которая началась во всех регионах страны, обещает поставить медицинское обслуживание на качественно новый уровень. Деньги на эти цели выделяются огромные, и власти гарантируют, что они будут потрачены с умом, в интересах пациентов. Могут ли рассчитывать горожане на бесплатную и доступную медицинскую помощь в новых условиях? Какие изменения произойдут в системе муниципального здравоохранения после реализации программы модернизации и пойдут ли они на пользу? Об этом корреспондент «Псковской провинции» беседует с заместителем главы городской администрации Александром Вологжаниным и начальником городского комитета здравоохранения Лилией Никифоровой.
- Подготовительный этап модернизации начался еще в конце 2009 года, когда мы с Лилией Анатольевной заступили на свои посты, - вспоминает Александр Вологжанин. - Проверив со специалистами Росфиннадзора медицинские учреждения города, мы пришли к удручающим выводам. Городское здравоохранение оказалось заброшенным и полностью обескровленным. Вымывались кадры, финансирование отрасли было минимальным. Часть оборудования, поступившего в город по социальным проектам, не использовалась. Два года в городе, фактически, бездействовали нужные горожанам аппараты общей стоимостью в девять миллионов рублей…
В общем, пользуясь профессиональным языком, муниципальной системе здравоохранения требовались неотложные реанимационные мероприятия. Первым делом медицинским учреждениям города вернули то, чем они давно могли бы и должны были пользоваться: УЗИ и рентген-аппараты, лабораторное оборудование. На месте всем известного коммерческого учреждения было создано бесплатное консультативно-диагностическое отделение псковской городской больницы. Для того, чтобы пройти обследование и получить консультацию, достаточно иметь полис и направление от терапевта. За год лечебное учреждение полностью себя оправдало. Были обслужены тридцать тысяч горожан – без суеты, нервотрепки и лишних затрат. Произошли и кадровые перестановки. В двух городских поликлиниках из трех сменились главные врачи. Виновные в простое оборудования были наказаны.
- Мы провели комплексную полноценную зачистку, определили свои резервы и болевые точки, выстроили приоритеты здравоохранения города, - говорит Александр Вологжанин. – И к тому времени, как начала верстаться региональная программа модернизации, мы были уже полностью готовы к работе.
Болевые точки в системе медицинского обслуживания хорошо известны не только докторам, но и пациентам. Их главное проклятье – очереди в поликлиниках. Очень трудно смириться с тем, что она «была, есть и будет». Мои собеседники наличие этой проблемы признают, но не считают ее безнадежной и ищут пути решения. Александр Вологжанин признался, что вообще не видит в очереди ничего катастрофического. Главное, что она существует только на входе, и при грамотной организации работы быстро рассасывается. Специально для этого в каждой поликлинике введены должности дежурных администраторов. Они встречают посетителей, помогают им сориентироваться и распределяют потоки очереди в нужных направлениях.
По словам Лилии Никифоровой, главной причиной очередей является низкая укомплектованность кадрами лечебных учреждений. На сегодняшний день она составляет 60 процентов. Труднее всего было попасть к врачам редких специальностей - кардиологам, аллергологам, ревматологам. Они в нашем городе «товар штучный». Теперь же, участковый терапевт дает пациенту направление в упомянутый консультативно-диагностический центр, где работают доктора 11 специальностей. В том числе и редких. Более того, как утверждает Александр Вологжанин, пациенту не нужно стоять в очереди. В регистратуре его записывают на удобное время в режиме онлайн связи с диагностическим отделением. Таким образом, от направления к узкому специалисту до получения консультации проходит от нескольких часов до одного-трех дней. В идеале будет еще проще. Когда пациент еще только идет в диагностический центр, врач уже знает проблему, с которой он к нему обратится. Речь идет об электронной карте больного, которую не составит большого труда по компьютерной сети переправить из одного медицинского учреждения в другое. Пока механизм еще не отработан и не опробирован, но в ближайшее время специалисты планируют этим заняться.
- Говоря о перегрузке лечебных учреждений, нельзя не учитывать, что городская больница, которая фактически работает в режиме больницы скорой помощи, задыхается от большого количества пациентов, - подчеркивает Александр Вологжанин. - С экстренными больными все останется по-прежнему. Но есть горожане, для которых болеть – это работа. И они желают лечиться именно тогда, когда удобно им – осенью и зимой, во время дачного затишья. Именно в это время в городе происходит рост вирусных инфекций и сезонных обострений, и в больнице отмечается наплыв пациентов. Такого дисбаланса быть не должно. И не будет. Для решения проблемы мы приняли решение о создании отдела плановой госпитализации, где специалисты будут заранее предлагать и согласовывать с пациентом время лечения в стационаре.
- В скором времени будет решен вопрос с наиболее загруженными отделениями, - дополняет Вологжанина Лилия Никифорова. – Планируется на 30 коек расширить кардиологию, а неврология разгрузится сама собой за счет открытия сосудистого центра в Псковской областной больнице. Кроме того, скоро в городской больнице будут работать сразу два томографа – один, старый, вернется из ремонта в конце мая. Другой, новый и очень мощный по своим характеристикам, будет приобретен в рамках программы модернизации. Установка томографов позволит обследовать не только пациентов городской больницы, но и всех горожан, которые нуждаются в этом виде услуг.
Продолжая тему медицинского оборудования, нужно сказать еще о нескольких полезных приобретениях. Во-первых, случилось то, чего так долго добивались врачи – теперь во всех поликлиниках города работают современные мамографы. Во-вторых, заказаны высококлассные аппараты УЗИ, с помощью которых можно обследовать крупные сосуды и поставить диагноз уже на амбулаторном этапе. Впрочем, техника сама по себе не имеет смысла, если на ней некому работать. Проблема кадров актуальна для городского здравоохранения, как никогда. Впрочем, решаема и она. Сейчас идет работа над проектом «жилье для работников бюджетной сферы», в том числе – вернее, в первую очередь – для врачей. Так что надежда есть. Не исключено, что Псковщина сама станет кузницей медицинских кадров. При псковском госуниверситете может быть создан факультет лечебного дела.
Первый в регионе объект модернизации сдан в эксплуатацию в конце апреля этого года. Речь идет о приемном покое псковской городской больницы. Учреждения такого уровня на Псковщине еще не было, и вполне закономерно, что оно появилось именно в областном центре. Добротное двухэтажное здание, соединенное с другими отделениями больницы, высококлассное современное оборудование, пять операционных, камеры видеонаблюдения и пожарная сигнализация для безопасности пациентов - все это богатство будет стоять на службе здоровья псковичей. Это и есть модернизация здравоохранения в чистом виде.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Статья написана в положительном ключе. Возможно это и замечательно. НО..Вы забыли упомянуть главную проблему.Говоря Вашими словами болевые точки в системе медицинского обслуживания хорошо известны не только докторам, но и пациентам. Их главное проклятье НЕ очереди в поликлиниках,а взяточничество. Или я ошибаюсь? Наверное советское наследие уже победили, что пишите только о очередях?