Что русскому привычно, немцу - удивительно. Особенно если этот немец приболел где-то на чужбине. Такой казус случился недавно с гостем одной псковской семьи. Молодой мужчина «расклеился», а обратиться за медицинской помощью в поликлинику не рискнул. И тогда друзья позвали на помощь свою хорошую знакомую - терапевта Псковкой ЦРБ Татьяну Семенову.
Она обстоятельно осмотрела больного, успокоила его и порекомендовала нужные лекарства. Вот, собственно, и все. Но гость был в шоке. В хорошем смысле этого слова. В Германии офис врача - это последняя инстанция, куда попадает пациент. Путь туда неблизок. Сначала сдача анализов, потом диагностика на аппаратах... Труд медперсонала автоматизирован до мелочей. Врач ценит свое время и не тратит его на задушевные беседы с пациентами (на это существует психоаналитик). Разговаривает с ним вежливо, но сухо и исключительно по делу. Консультация, назначения, и все - аудиенция закончена. Я вам не скажу за всю Россию, но в Псковской ЦРБ все происходит не так формально. Душевность не вышла из моды и по-прежнему является одной из главных добродетелей доктора.
СИЛА ПОЗИТИВА
Знакомьтесь - Татьяна Семенова, заведующая терапевтическим отделением Псковской ЦРБ, главный районный терапевт, в прошлом - депутат районного Собрания депутатов. Профессионал, каких поискать. Впрочем, для большого числа наших читателей она в представлении не нуждается. К ней стремятся попасть на лечение многие. Фамилия Семенова и располагающий характер ее обладательницы стали своеобразным брендом Псковской ЦРБ. Татьяна Борисовна - душевная женщина, мечта всех пациентов, и пожалуй, самый говорящий в ЦРБ доктор. Прошу заметить - не говорливый и не болтливый, а именно говорящий. В отличии от своих немецких коллег, она не жалеет времени на общение с больными, потому что «доброе слово и кошке приятно». А если приятно, то полезно для здоровья. Позитив - великая сила. Кроме того, только в непринужденном разговоре с пациентом, когда он спокоен и расслаблен, можно уловить важные нюансы его состояния. Те, что бывают неприметны во время обычного (то бишь молчаливого) осмотра. Слушая рассказы больных, а фактически их исповеди, Семенова делает соответствующие выводы. И пациенты довольно быстро идут на поправку. Манера ее общения совершенно особая. Для Татьяны Борисовны все пациенты - зайчики, солнышки и котики, даже если им далеко за 70. И это не фамильярность, а знак особого расположения. Больные такое отношение к себе ценят и отвечают взаимностью.
- Я люблю бабулечек, которые лечатся у меня в отделении, - признается Татьяна Борисовна. - Стараюсь их лишний раз приласкать, успокоить. Они всю жизнь отпахали на земле и ничего, кроме болячек, не заработали. Те копейки, которые наши люди получают, пенсией назвать стыдно. Пусть хоть моральную компенсацию получат от меня...
Впрочем, Семенова далеко не ангел - если надо для дела, может проявить характер. И подчиненным может устроить разнос, если где-то не доглядели или не совсем корректно себя повели. Кстати, в больнице для всех сотрудников существует золотое правило: пациент всегда прав. Установил его главный врач ЦРБ Владимир Лавренов. Семенова позицию шефа горячо поддерживает, и не только потому, что «по статусу» обязана подчиняться. Она действительно так считает. Больница для пациента, а не пациент для больницы. Что может быть проще? В духе терпимости и уважения к пациенту Семенова воспитывает и своих подчиненных. Собирает их на летучки, читает лекции по медицинской этике, регулярно моделирует ситуации, которые могут сложиться между пациентом и врачом. А еще учит разговаривать с родственниками, что подчас бывает испытанием не для слабонервных. Медсестры к ее урокам относятся без обид: плохому Борисовна не научит. А работается с ней хоть и хлопотно, но надежно и комфортно. А еще - Семеновой всегда везло на людей.
ШИПЫ И РОЗЫ
Татьяна выросла в «огуречной столице России». Так негласно назывался небольшой городок Луховец под Коломной. Она могла бы спокойно работать на земле, но предпочла целыми днями крутиться, как белка в колесе. Лечить людей - дело очень нервное, но других вариантов у нее не было по определению. Медицина с детства стала средой ее обитания. Казаков-разбойников заменили игры «под больницу». Выписывая куклам лекарства, Татьяна старалась быть похожей на отца, который всю свою жизнь проработал фельдшером в деревне. Он был специалистом высшего класса и многому научил свою дочь. В том числе и тому, как правильно общаться с пациентами и вести себя во внештатных ситуациях. Мама Тани тоже работала в системе здравоохранения. В общем, было на кого ровняться. Училась наша героиня хорошо, и была среди своих сверстников едва ли не единственной, кто мог быстро и безошибочно воспроизвести цикл Кребса. Это тема, от которой дружно стонут все будущие химики страны. Но с физикой не ладилось еще со школы, и это обстоятельство сыграло с Татьяной злую шутку. Вступительные экзамены в Рязанский мединститут она проваливала пять раз. Но была упертой, руки не опускала и от цели своей не отказывалась. Когда ее более удачливые одноклассники уже учились в вузах, она нарабатывала рабочий стаж. Трудилась санитаркой на кафедре эпидемиологии и, наконец, поступила на нулевые курсы Рязанского мединститута, по окончании которых была, наконец, зачислена на факультет лечебного дела.
В трудовой книжке доктора Семеновой всего одна запись. В 1984 году она пришла на работу в ЦРБ и уже в 1990 году возглавила отделение. Сначала условия труда были спартанскими. Теснота, сырость, проходные палаты по 8-9 человек. Сейчас пациенты лежат по двое, максимум - по трое. Обстановка в отделении комфортная, больше напоминающая санаторий, чем больницу. Терапия была полностью реконструирована в 2000 году, а последний ремонт завершился недавно. Деревянные полы были заменены на плитку, в палатах установлены стеклопакеты. Впрочем, в своей работе Татьяну привлекают вовсе некомфортные условия. Других вариантов, кроме терапии, она никогда не рассматривала. Говорит, скучно быть узким специалистом и всю жизнь «вариться в собственном соку». А в терапии сильно не заскучаешь. Ее коллеги по цеху - мастера широкого профиля. Смотреть приходится не только вглубь, но и вширь, а работать с совершенно разными патологиями. Терапевты лечат все, «с головы до пят». Как истинный мастер своего дела, Татьяна обязана знать «все о чем-нибудь, и что-нибудь обо всем». Необходимость постоянного совершенствования держит ее в тонусе, граничащем усталостью и постоянным напряжением. Однако о своем выборе Татьяна не жалеет.
ПОКОЙ ЕЙ ТОЛЬКО СНИТСЯ
- Живем, как на вулкане, - признается доктор Семенова. - Ни дня без приключений, причем ежедневный обход и планерка в расчет не принимаются. Сейчас в приемном отделении больницы нет врача, и весь поток поступающих по «скорой» пациентов (если у них нет хирургической патологии) проходит через нас. Обращаются к нам и те, кому не хватило номерков в поликлинике. Мы стараемся никому не отказывать - консультируем и, если надо, записываем на плановую госпитализацию. А тут еще новая напасть. С закрытием вытрезвителя, в больницу стали привозить местных алкоголиков, с которыми тоже приходится работать. Недавно один очухался и обнаружил, что у него нет денег, чтобы даже до города доехать. Дала я ему 15 рублей на дорогу, жалко ведь....
В таком темпе у Татьяны не хватает времени даже на то, чтобы спокойно посидеть и осмыслить происходящее. По-настоящему восстанавливается она только на природе. Летом может часами не вылезать из речки, гулять по сосновому лесу - благо он в двух минутах ходьбы от дома. А еще она любит то, что для многих женщин является проклятьем: у плиты Татьяна колдует вдохновенно и без всякого напряга. Мясо в ее исполнении получается так же профессионально, как УЗИ сердца или рентген легких. Взрослая дочь не любит обедать у мамы, чтобы не набрать лишних килограммов. Зато друзья заходят к Татьяне с явным удовольствием.
Впрочем, даже сидя на любимой кухне, гладя любимую кошку и смотря любимый сериал, с виду расслабленная Татьяна находится в режиме постоянного ожидания. Знает, что в любой момент ее могут вызвать на работу. Она давно перестала вздыхать и ворчать по этому поводу. И, не задумываясь, жертвует своими интересами, а подчас и личной жизнью. Профессия обязывает...
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Фото автора.