
В «Псковскую провинцию» обратился директор учебного заведения Мирон Литвак. По словам заслуженного работника культуры России, все началось в ноябре минувшего года. Именно тогда его вызвала на прием начальник управления культуры города Пскова Елена Шишло. Разговор шел о создании в городе театра юного зрителя. «Идея хорошая», - согласился Литвак. Но какова его роль в решении вопроса? Оказалось самая прямая: духовой школе посоветовали переехать в другое здание, освободив помещение для театра.
- Нам предложили несколько вариантов: здание «Учколектора» на Рижском проспекте или же третий этаж детской музыкальной школы №2 имени М.П. Мусоргского. Но я считаю, что перевод школы означает первый шаг к ее похоронам. Родители и ученики лишатся удобного для себя района. Если перекинуть школу в другое место, она потеряет часть своего контингента. Плюс ко всему, объединение со второй музыкальной школой приведет к тому, что мы потеряем статус отдельного специализированного музыкального учреждения и станем всего лишь отделением… Аргументы, которые приводятся в пользу перевода школы, - от театра, дескать, будет больше КПД. А также то, что наш концертный зал не полностью загружен. Но постойте - мы же не филармония! Зал по линии учебного процесса занят достаточно. Может, кому-то понадобилось наше помещение?
Как рассказывает директор духовой школы, после отказа куда-либо переезжать в отношении учебного заведения начались всевозможные проверки по факту нецелесообразного использования предоставленных площадей. Так же по какому-то странному совпадению учащихся школы не пригласили выступить ни на одном из последних культурных мероприятий города. 9 Мая, Певческий праздник, открытие Пушкиниады прошли без участия духовой школы. Хотя еще в прошлом году трудно было представить, чтобы духовой оркестр не сыграл для ветеранов в праздничный день. Попасть на приём к Главе Администрации Пскова Петру Слепченко по поводу сложившихся обстоятельств Мирону Литваку так и не удалось. Чуть подробнее о проверках. Была создана специальная комиссия, которая обнаружила ряд нарушений. Одно время на площадях школы проходила продажа обуви, которую привозил предприниматель из Санкт-Петербурга. Под это дело было выделено около 10 квадратных метров. Взамен предприниматель закупил для учащихся школы новогодние подарки на сумму 1500 рублей. Второй претензией к школе стала сдача одного из классов под прием избирателей депутату городской Думы Юрию Сорокину. До того момента кабинет представлял собой жуткий вид. Стороны договорились, что Сорокин отремонтирует класс, а взамен школа будет предоставлять ему помещение раз в неделю для встречи со своими избирателями. Класс, к слову, был отремонтирован на 70 тысяч рублей…
Наконец, проверяющая комиссия установила, что школа незаконно разрешила еврейскому благотворительному центру «Хэсэд Ицхак» разместить у себя в кладовке, где лежат музыкальные инструменты, реабилитационное оборудование, а попросту пятнадцать инвалидных колясок. У самого центра своего склада под эти цели нет. Взамен «Хэсэд Ицхак» гарантировало при необходимости выдачу оборудования преподавателям школы, ученикам, либо их родителям.
Факты так называемого нецелевого использования площадей школы комиссия выявила. А на деле? На предпринимательские 1500 рублей для детей были закуплены сладкие подарки, от депутата Юрия Сорокина школа получила отремонтированный класс, а про хранение инвалидных колясок, под которые было выделено 3,5 квадратных метра, серьезно говорить язык не поворачивается.
- У меня была встреча с Александром Вологжаниным, на которой он предложил, чтобы мы с преподавателями согласились уйти в другое помещение. Я в очередной раз ответил отказом.Ситуация на какое-то время успокоилась, но совсем недавно начали раздаваться звонки: «Как у вас обстоит дело с реорганизацией? Школу уже закрыли, переводят?». Вокруг нас опять началось какое-то странное движение, - продолжает Мирон Литвак. – Мы понятия не имеем о чем идет речь. Из управления культуры Пскова у нас неожиданно потребовали списки учеников и телефоны родителей. Списки мы представили, хотя и не сразу поняли, зачем это надо. А потом родителям учащихся стали звонить и спрашивать, ходит ли их ребенок в школу, есть ли у них претензии к образовательному процессу. Но ведь это унижение школы, недоверие ей, так поступать нельзя…
Многие родители действительно открыто выразили свое недоумение по поводу телефонных звонков.
- Да, нам звонили, пытались выяснить, есть ли претензии к школе. При этом человек на другом конце провода не пожелал представиться, - рассказывает Людмила Николаева, мама одной из учениц. - Я ответила, что меня абсолютно все устраивает. Родители довольны преподавательским составом, директором… Это одна из школ, где папы и мамы могут присутствовать на занятиях своих детей, видеть как идет обучение ребенка. Если школу переведут в другое место или сделают ее отделением другого музыкального учреждения, то это точно будет началом её развала… В отделении смогут обучаться не больше пятидесяти детей. Куда деть остальных ребят? Что станет с преподавателями?
Сегодня родители учеников и преподаватели духовой школы находятся в полном неведении всего происходящего вокруг их духового «alma mater». Получить разъяснение по этому вопросу оказалось занятием трудным. Александр Вологжанин пока отказался что-либо комментировать, пообещав, что вернётся к этому вопросу только после полной проверки школы. Елена Шишло и вовсе поступила непонятно. Сначала начальник управления культуры Пскова в телефонном разговоре с журналистом «Псковской провинции» дала согласие на комментарий и назначила время встречи. Но буквально через тридцать минут раздался звонок, и представитель Елены Григорьевны сообщил, что встреча не состоится…
Позиция городских властей пока не совсем понятна. Если есть угроза, что перевод школы может ей
навредить, стоит ли тогда рисковать? Губернатор области Андрей Турчак на недавнем заседании с главами районов говорил о том, что ни одно образовательное учреждение не должно быть закрыто. Речь, конечно, шла о сельских школах, но это не меняет общую позицию региональной власти. Псковская музыкальная школа №5 одна из немногих в России, которая является специализированной по обучению игре на духовых инструментах. Недавно в Псков приезжал Игорь Бутман. Именитый саксофонист был поражен, что в провинциальном городе существует самостоятельная школа духовых инструментов. Города-милионники не могут этим похвастаться, а псковская школа плодотворно работает уже больше двадцати лет.
- Мне трудно говорить о мотивах, которые преследуются, но я считаю, что это безобразие, - говорит псковский саксофонист и джазмен Аркадий Галковский. - Школу нельзя никуда переводить, потому что в нее ходит много ребят из соседних домов. Я не уверен, что все родители смогут отвозить своих детей в другое место. А позакрывать мы и так успели достаточно…
Почему городские власти так активно взялись за переселение школы? Если на то пошло, то концертный зал, которым располагает образовательное учреждение, для тетра подойдет едва ли, поскольку имеет несколько ярусов. А может, дело вовсе не в концертной площадке? Все-таки хотелось бы услышать разъяснения от городских чиновников. Тем более, что буквально перед выходом номера в печать, стало известно, что проверка в отношении школы завершена. По ее итогам за нецелесообразное использование помещения директору Мирону Литваку было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Александр Владимирович, Елена Григорьевна, может, теперь вы согласитесь открыто поговорить о ситуации?
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
vvk@province-pskov.ru.
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.
Жалко всех работников культуры, над ними сейчас явно издевается нынешнее руководство и города и культуры. Но никому до этого нет дела. Каждый за себя. Вот так всех тихим сапом и поснимают.