«А зачем уральский парень занимается тай чи?», - поёт небезызвестный Владимир Шахрин, лидер группы «ЧайФ». Не знаем про кого та песня... А вот зачем псковский парень увлекается тай чи — это мы вам рассказать можем. Тем более что он не просто занимается этим видом боевых искусств, но является многократным чемпионом и призёром чемпионатов России и международных соревнований. Так что же такое тай чи?
- Боевыми искусствами занимаюсь с 1985 года, - рассказывает пскович Игорь Степанов. - В прошлом - я мастер спорта по рукопашному бою, был призёром войск. Поэтому увлечение боевым искусством не на пустом месте началось. База была...
Игорь Степанов интересовался Востоком, восточными единоборствами. Занятия рукопашным боем перетекло в увлечение каратэ, а потом и ушу, в особенности, тайцзицюань. Но вот незадача: мастеров тай чи в Пскове просто не было. Для многих эта идея так и осталась бы на уровне желания, но только не для Игоря Степанова. Практиков тайцзицюань он отыскал в Петербурге и Москве. Потом познакомился с китайскими мастерами, которые приезжают в столицу проводить семинары, которые он начал посещать.
Кстати, словосочетание «тай чи» - это неправильный перевод с английского языка. Русская транскрипция китайских иероглифов – тайцзицюань - более верная. Это один из видов традиционного ушу. Основная идея этого боевого искусства заключается в том, что соперник не может предугадать действия мастера тайцзицюань. Тай чи от других видов единоборств отличается методами развития определённых качеств и способностей: скорости, быстроты, ловкости и выносливости.
- Этот вид единоборств не связан с каким-либо определенным мировоззрением и вероисповеданием, - говорит Игорь. - Я, например, православный. Мне приходилось общаться со многими мастерами тай чи, и никто из них не обращает внимание на это. Многие россияне почему-то считают, что ушу и, в частности, тай чи — это какая-то метафизика, философия, религия. Нет, это чистая физиология, психофизиология и нет никакого намёка на что-то потустороннее. У китайцев своя философия и религия: они чтят предков, бережно хранят традиции своего народа, столетиями сохраняют сложившийся уклад жизни. Они, например, в пять часов утра встают, метут улицы, собирают металлолом, макулатуру. Потом идут работать. И так из года в год. Мне это интересно, ведь в этом корни и истоки боевого искусства.
Тайцзицюань наложило свой отпечаток и на жизнь Игоря Степанова.
- Человек совершенствуется, – говорит Игорь. - Это не является чем-то из ряда вон выходящим, или не вписывающимся в рамки нормального развития личности. Каждый выбирает свой путь. Кому-то интересно каратэ, другим айкидо, самбо, вольная борьба или тайцзицюань. Тай чи — это и моя работа, и моё хобби. Чтобы выйти на профессиональный уровень, нужно очень много времени посвящать любимому делу. С утра я два часа занимаюсь тайцзицюань. Это моя личная тренировка. Потом до вечера идут занятия с группами. Если остается свободное время, люблю почитать, посмотреть фильмы. Мне нравятся книги исторического содержания, романы-хроники, например, Валентина Пикуля, Павла Фёдорова. Фильмы предпочитаю документальные, о нашей дохристианской истории.
Близкие Игоря спокойно восприняли его новое увлечение, особенно, когда поняли, что это основательно. Начались регулярные поездки в Китай, посещение семинаров лучших мастеров в других городах. Затем участие в первых соревнованиях и первые поражения...
- Для того, чтобы выигрывать, нужно сначала научиться проигрывать. Анализировать свои ошибки, делать выводы. Когда выбираешь новый путь, он всегда оказывается тернистым. Но нельзя менять программу своей подготовки, да и отношение к этому процессу, - считает Игорь.
Павел ДМИТРИЕВ.
Фото автора.