
Во дворе громко разговаривали подростки, пересыпая речь ругательствами. Взрослые проходили мимо, не обращая внимания на мат малолеток. По телевизору показывали новые «похождения» участников «Дома-2» и хронику жизни Максима Галкина и Аллы Борисовны. В газете всерьез обсуждали роман писателя Пелевина «Омон Ра», на этот раз из жизни курсантов «летной школы имени Мересьева». Новая версия «Повести о настоящем человеке» граничит с бредом: курсантов посвящают в авиаторы ампутацией ног.
От пошлостей действительности Светлана Телегина укрывается в русской классике, как она говорит, иммигрирует в 19 век. Там ее любимый Михаил Юрьевич Лермонтов. В домашней библиотеке Светланы Михайловны около 500 книг о его жизни и творчестве. Телегина не только думающая читательница, но и автор статей о Лермонтове, которые публиковались в научных сборниках.
По професси Светлана - библиограф. Училась в Московском институте культуры. Ее готовили к работе в научных библиотеках. Несколько лет Светлана Михайловна трудилась библиографом в Институте физики, в лаборатории мощных лазеров (город Куйбышев, ныне Самара). А свободное время посвящала Лермонтову.
- Со времен Лермонтова мир сильно изменился. Что вы находите в 19 веке?
- Мир изменился, но остался «великий и могучий» русский язык. Недавно Указом Президента РФ был официально установлен День русского языка. Он теперь отмечается 6 июня. Директор пушкинского дома Николай Скатов еще десять лет назад обращался к руководителям государства с письмом, в котором просил принять меры по сохранению русского языка. Пушкин когда-то оскорбление русского языка воспринимал как личное оскорбление. Сейчас наш язык оскорбляют каждый день с экранов телевизоров устами ведущих программ, депутатов, даже некоторых деятелей культуры, в разговорном общении стало нормой говорить на блатном языке («менты», «беспредел» и т.д.), молодое поколение всерьез полагает, что это норма русской речи. Меня коробит, когда должностные лица говорят «мониторить», «пролонгировать». Или совсем несуразное – «проплатить». От такого языка есть только одна прививка – русская классическая литература. В 19 веке я и нахожу последнюю линию обороны от пошлости. Надо помнить, что мы – нация литературообразующая. Убери эту основу, и общество потеряет смысл существования.
- Вы можете «иммигрировать». А что остается молодым?
- Филолог и историк Игорь Волгин верно заметил, что литературу в современном российском обществе надо насаждать как картофель при Екатерине II - иначе пропадем. Когда я слышу на улице мат, который исходит из уст подростков, я считаю, что мы имеем дело с поколением мутантов, зараженных психологией нигилизма. Но если нигилизм в 19 веке был с идеями, то сейчас он выродился в гедонизм, где главное - это наслаждение жизнью. Все говорят только о прибыли, но не о чести, совести, стыде, чему всегда учила русская литература. У Куприна есть рассказ об офицере, который застрелился, когда его стали подозревать в краже дорогой вещицы. Потом выяснилось, что она не пропадала, просто ее плохо искали. Это, конечно, крайность, но прапорщик был человеком чести, а в 19 веке честь не была пустым звуком. Я не могу равнодушно смотреть на Максима Галкина. Его я знала еще совсем маленьким, очень подвижным мальчиком. Знала и родителей Максима. Интеллигентные люди. Мама много внимания уделяла его воспитанию. Но Максим попал в колею новой жизни, где прибыль дороже всего, даже если ради нее приходится жертвовать честью и достоинством.
Россия среди других стран сейчас находится на крайних позициях в науке, экономике. Но осталась великая литература, которая заставляет думать, очищает душу человека. Но какое очищение возможно при чтении романов Пелевина, где все русское осмеяно (школа имени Мересьева). Ведь в его книгах нет ни одного живого лица.
- Что в русской жизни может объяснить классическая русская литература?
- Это же Лермонтов сказал: «Печально я гляжу на наше поколение». Как раз в тему нашего разговора. Русская литература многое объясняет. Забытый некогда, а сейчас активно издаваемый писатель и философ Василий Розанов дает нам уроки нравственности. Читая Розанова, ощущаешь дух его времени, но многие его мысли – словно про нас. Василий Васильевич пишет: «У нас нет мечты своей родины… У французов – «дорогая Франция», у англичан – «старая Англия». У немцев – «наш старый Фриц». Только у прошедшего русскую гимназию и университет – «проклятая Россия». У нас слово «отечество» узнается одновременно со словом «проклятие»…. И все жалят Россию. Размышления Розанова очень печальны и трагичны: «дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это Россия. Но глупые дети все растратили. Это – русские». Или вот еще: «…русский с бесчисленными задоринками в душе, может быть хорошим, но часто также и скверным. Что-то неясное, темное есть в нем…»
Розанов не любил Гоголя. Не умаляя его таланта, Розанов упрекает его в том, что он воспевал отрицательные стороны русской жизни, и приходит к выводу, что гений Гоголя – разрушающий гений. По Розанову Гоголь видел в России только «мертвые души», его Чичиков поехал почему-то к Манилову и Собакевичу, а не к Чаадаеву, Киреевскому, Аксаковым, которые тогда же много размышляли над «проклятыми» вопросами русской жизни.
- На уроках русской литературы в школе так о Гоголе не говорят.
- Учителя литературы знают свой предмет узко, в основном в рамках программы, они замучены «часами». Если литература не войдет в число обязательных предметов, для наших детей образцами «высокой» литературы станут писатели типа Пелевина.
- Вечный вопрос: что делать?
- В социологии есть понятие «культурный слой». Считается, что если в обществе этот слой составляет менее трех процентов, происходит самораспад нации. Говорят, что в России он уже переступил критическую черту. И все-таки есть в России люди, которые продолжают создавать ценности. Задача состоит в том, чтобы этот слой не источался, а прибавлялся. О наших болях надо говорить вслух. Людей, которые вслух говорят о них, в обществе стараются не замечать: зачем ты такой умный... Это тоже особенность русского характера – бояться услышать о себе правду.
Василий Розанов говорил об ответственности каждого человека за все, что творится в стране. Он писал, что когда Россия умрет и от нее останется только остов, того человека можно будет назвать русским, кто будет плакать у этого остова. То есть русский человек не оставит Россию до конца, готов будет любить ее слабой, униженной и даже порочной.
Антон КИРСАНОВ.
Фото автора.
Спасибо за статью. Полностью согласна с автором. Простите, а можно как-то связаться с автором. У Светланы есть очень интересные статьи о М.Ю. Лермонтове. Хотелось бы их узнать. Спасибо. Мой эл. адрес: tsyferova@gmail.com