Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:23

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №27 (9521), 13/07/2011

Я иммигрировала в 19 век

Во дворе громко разговаривали подростки, пересыпая речь ругательствами. Взрослые проходили мимо, не обращая внимания на мат малолеток. По телевизору показывали новые «похождения» участников «Дома-2» и хронику жизни Максима Галкина и Аллы Борисовны. В газете всерьез обсуждали роман писателя Пелевина «Омон Ра», на этот раз из жизни курсантов «летной школы имени Мересьева». Новая версия «Повести о настоящем человеке» граничит с бредом: курсантов посвящают в авиаторы ампутацией ног.

От пошлостей действительности Светлана Телегина укрывается в русской классике, как она говорит, иммигрирует в 19 век. Там ее любимый Михаил Юрьевич Лермонтов. В домашней библиотеке Светланы Михайловны около 500 книг о его жизни и творчестве. Телегина не только думающая читательница, но и автор статей о Лермонтове, которые публиковались в научных сборниках.

По професси Светлана - библиограф. Училась в Московском институте культуры. Ее готовили к работе в научных библиотеках. Несколько лет Светлана Михайловна трудилась библиографом в Институте физики, в лаборатории мощных лазеров (город Куйбышев, ныне Самара). А свободное время посвящала Лермонтову.

- Со времен Лермонтова мир сильно изменился. Что вы находите в 19 веке?

- Мир изменился, но остался «великий и могучий» русский язык. Недавно Указом Президента РФ был официально установлен День русского языка. Он теперь отмечается 6 июня. Директор пушкинского дома Николай Скатов еще десять лет назад обращался к руководителям государства с письмом, в котором просил принять меры по сохранению русского языка. Пушкин когда-то оскорбление русского языка воспринимал как личное оскорбление. Сейчас наш язык оскорбляют каждый день с экранов телевизоров устами ведущих программ, депутатов, даже некоторых деятелей культуры, в разговорном общении стало нормой говорить на блатном языке («менты», «беспредел» и т.д.), молодое поколение всерьез полагает, что это норма русской речи. Меня коробит, когда должностные лица говорят «мониторить», «пролонгировать». Или совсем несуразное – «проплатить». От такого языка есть только одна прививка – русская классическая литература. В 19 веке я и нахожу последнюю линию обороны от пошлости. Надо помнить, что мы – нация литературообразующая. Убери эту основу, и общество потеряет смысл существования.

- Вы можете «иммигрировать». А что остается молодым?

- Филолог и историк Игорь Волгин верно заметил, что литературу в современном российском обществе надо насаждать как картофель при Екатерине II - иначе пропадем. Когда я слышу на улице мат, который исходит из уст подростков, я считаю, что мы имеем дело с поколением мутантов, зараженных психологией нигилизма. Но если нигилизм в 19 веке был с идеями, то сейчас он выродился в гедонизм, где главное - это наслаждение жизнью. Все говорят только о прибыли, но не о чести, совести, стыде, чему всегда учила русская литература. У Куприна есть рассказ об офицере, который застрелился, когда его стали подозревать в краже дорогой вещицы. Потом выяснилось, что она не пропадала, просто ее плохо искали. Это, конечно, крайность, но прапорщик был человеком чести, а в 19 веке честь не была пустым звуком. Я не могу равнодушно смотреть на Максима Галкина. Его я знала еще совсем маленьким, очень подвижным мальчиком. Знала и родителей Максима. Интеллигентные люди. Мама много внимания уделяла его воспитанию. Но Максим попал в колею новой жизни, где прибыль дороже всего, даже если ради нее приходится жертвовать честью и достоинством.

Россия среди других стран сейчас находится на крайних позициях в науке, экономике. Но осталась великая литература, которая заставляет думать, очищает душу человека. Но какое очищение возможно при чтении романов Пелевина, где все русское осмеяно (школа имени Мересьева). Ведь в его книгах нет ни одного живого лица.

- Что в русской жизни может объяснить классическая русская литература?

- Это же Лермонтов сказал: «Печально я гляжу на наше поколение». Как раз в тему нашего разговора. Русская литература многое объясняет. Забытый некогда, а сейчас активно издаваемый писатель и философ Василий Розанов дает нам уроки нравственности. Читая Розанова, ощущаешь дух его времени, но многие его мысли – словно про нас. Василий Васильевич пишет: «У нас нет мечты своей родины… У французов – «дорогая Франция», у англичан – «старая Англия». У немцев – «наш старый Фриц». Только у прошедшего русскую гимназию и университет – «проклятая Россия». У нас слово «отечество» узнается одновременно со словом «проклятие»…. И все жалят Россию. Размышления Розанова очень печальны и трагичны: «дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это Россия. Но глупые дети все растратили. Это – русские». Или вот еще: «…русский с бесчисленными задоринками в душе, может быть хорошим, но часто также и скверным. Что-то неясное, темное есть в нем…»

Розанов не любил Гоголя. Не умаляя его таланта, Розанов упрекает его в том, что он воспевал отрицательные стороны русской жизни, и приходит к выводу, что гений Гоголя – разрушающий гений. По Розанову Гоголь видел в России только «мертвые души», его Чичиков поехал почему-то к Манилову и Собакевичу, а не к Чаадаеву, Киреевскому, Аксаковым, которые тогда же много размышляли над «проклятыми» вопросами русской жизни.

- На уроках русской литературы в школе так о Гоголе не говорят.

- Учителя литературы знают свой предмет узко, в основном в рамках программы, они замучены «часами». Если литература не войдет в число обязательных предметов, для наших детей образцами «высокой» литературы станут писатели типа Пелевина.

- Вечный вопрос: что делать?

- В социологии есть понятие «культурный слой». Считается, что если в обществе этот слой составляет менее трех процентов, происходит самораспад нации. Говорят, что в России он уже переступил критическую черту. И все-таки есть в России люди, которые продолжают создавать ценности. Задача состоит в том, чтобы этот слой не источался, а прибавлялся. О наших болях надо говорить вслух. Людей, которые вслух говорят о них, в обществе стараются не замечать: зачем ты такой умный... Это тоже особенность русского характера – бояться услышать о себе правду.

Василий Розанов говорил об ответственности каждого человека за все, что творится в стране. Он писал, что когда Россия умрет и от нее останется только остов, того человека можно будет назвать русским, кто будет плакать у этого остова. То есть русский человек не оставит Россию до конца, готов будет любить ее слабой, униженной и даже порочной.

Антон КИРСАНОВ.

Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Людмила | 13/10/2012 01:18
Спасибо за статью. Полностью согласна с автором. Простите, а можно как-то связаться с автором. У Светланы есть очень интересные статьи о М.Ю. Лермонтове. Хотелось бы их узнать. Спасибо. Мой эл. адрес: tsyferova@gmail.com

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 

КУЛЬТУРА

СТАТЬИ В ЭТОМ НОМЕРЕ



 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков