О том, что творится по утрам у регистратуры, особенно в разгар гриппа и ОРВИ, хорошо известно и больным, и совершенно здоровым псковичам. Страшилки на эту тему, как легенды, передаются из уст в уста и подогреваются новыми историями. Очередь - бич муниципальной системы здравоохранения. В начале 21 века, когда в медицину на федеральном уровне вкладываются умопомрачительные средства, она выглядит особенно нелепо. Все равно, что керосиновая лампа на фоне электрических светильников. С этим медики согласны. Но одно дело признать сей факт, и совершенно другое – придумать, как исправить положение. Раньше люди в белых халатах разводили руками: при остром кадровом голоде, с одной стороны, и слабом здоровье псковичей, с другой, очередь неизбежна. Оказалось, что все не так мрачно. Утреннего столпотворения и нервотрепки на «подступах» к поликлинике можно избежать. А для того, чтобы отрегулировать потоки пациентов и на месте разрешить спорные ситуации, во всех поликлиниках города Пскова были введены должности дежурных регистраторов. С одним из них – старшей медсестрой терапевтического отделения поликлиники №1 Зоей Киселевой – встретился корреспондент «Псковской провинции».
ХРОНИКА «ГОРЯЧЕГО» УТРА
Пятница, 7.10 утра. «Взрослая» поликлиника на Кузнецкой. «Многоэтажные» шкафы с историями болезней и длинный стол - вот и вся регистратура. Чисто, уютно и без особых изысков. Через год здесь появится комната отдыха, будут установлены новые стекло-пакеты и стеллажи, а пока сотрудники довольствуются малым. До начала рабочего дня еще 20 минут, но все регистраторы уже на месте. Забегая вперед, скажем, что это утро выдалось относительно спокойным. И народу было немного (не то, что по понедельникам, особенно осенью), и даже номерки к некоторым специалистам остались. Но регистраторы все равно без дела не сидели - новые пациенты прибывали каждую минуту.
- В таком режиме я работаю уже неделю, и еще столько же предстоит отдежурить, - говорит Зоя Михайловна, - Дежурство обычно выпадает один раз в месяц.
Со стороны может показаться, что быть дежурным регистратором дело не такое уж хлопотное. Ответил на вопрос пациента, помог ему сориентироваться - и все, свободен, можно расслабиться. На самом деле от этого человека зависит слишком много. И представительские функции (как-никак, его лицо - визитная карточка поликлиники), и улаживание всевозможных конфликтов, и, образно говоря, услуги адвоката. Ведь если кому-то не достался номерок к доктору, а консультация нужна незамедлительно, именно дежурный регистратор вместе с пациентом поднимается в кабинет и просит его принять. Человек, обратившийся за медицинской помощью, должен ее получить. Такова «внутренняя политика» поликлиники, и здесь ее придерживаются все сотрудники. В том, что это не лозунг, а руководство к действию, мы убедились лично, став невольными свидетелями разговора у окошка регистратура. Молодая женщина пришла за номером к хирургу, но опоздала. Талончиков не было. Раньше это означало, что разговор окончен, и «приходите завтра».
- А что у вас случилось? – поинтересовалась старший медрегистатор Татьяна Кудрявцева, выдававшая в тот день номерки.
- Да плечо болит уже неделю, а вчера распухло, - объяснила расстроенная женщина. – На выходные оставлять страшно…
- Ни в коем случае не надо оставлять, - согласилась Татьяна. - Вдруг у вас что-то серьезное! И правильно, что не стали заниматься самолечением, а пришли к специалисту. Сейчас поднимитесь в кабинет к доктору и скажите, что вам нужна экстренная помощь. Он вас и без номерка примет. Если возникнут проблемы, подойдите ко мне, что-нибудь придумаем…
Фраза «что-нибудь придумаем» звучит в регистратуре чаще, чем «номеров на сегодня нет». Эпоха категорических отказов осталась в прошлом. Все чаще проблемы решаются на месте, что вполне устраивает пациентов. В том числе и тех, кому лень, некогда или невмоготу стоять в очереди. Для них существует несколько вариантов, как попасть к доктору. Можно, например, позвонить по телефону и записаться на удобное время. Или сделать это лично у регистратора. Или воспользоваться тетрадью для самозаписи. Например, в день дежурства Зои Киселевой двенадцать человек воспользовались услугами предварительной записи и были избавлены от необходимости стоять в очереди. Конечно, есть у «заочного» способа один недостаток. Нет никакой гарантии, что вы попадете к врачу «сразу и уже вчера», на что рассчитывают многие. Ждать придется от одного до нескольких дней. Но ведь в данном случае речь идет о плановом визите, а не об экстренной помощи. Последняя, как уже говорилось выше, оказывается безотлагательно.
ДАРЫ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Окончательная победа над очередью в поликлиниках – вовсе не утопия. В этом уверены специалисты администрации города Пскова и городского комитета здравоохранения. Уже в следующем году во всех муниципальных поликлиниках планируется внедрить систему электронной регистрации. Это значит, что записаться на прием к врачу можно будет, не выходя из дома или из офиса – по Интернету. И хоть для городского бюджета удовольствие это не из дешевых, муниципалитет берет на себя часть расходов. Основное финансирование проекта «электронная регистратура» будет осуществляться в рамках федеральной программы модернизации здравоохранения. «Старт» уже совсем скоро – в 2012 году. В преимуществах современных компьютерных технологий можно убедиться уже сейчас. С июня в городских детских поликлиниках действует услуга «электронная очередь». Это значит, что любой родитель может записать своего ребенка на прием к специалисту через Интернет. Причем право выбора дня и времени остается за ним. Электронная очередь освобождает родителей от раннего подъема и утреннего «штурма» регистратуры, и казалось бы, должна быть воспринята ими «на ура». Но… многие по-прежнему предпочитают действовать по старинке, приходя в поликлинику чуть ли не к пяти утра. Возможно, уровень компьютерной грамотности у псковичей невысокий или знают об этой услуге не все. Поэтому еще раз напоминаем: чтобы записаться на прием к врачу по Интернету, надо зайти на сайт pskov.k-vrachu.ru, зарегистрироваться и четко следовать инструкциям. Правда, это в том случае, если у вашего ребенка есть страховое пенсионное свидетельство, так называемый СНИЛС, а у вас - пароль доступа к услугам электронного правительства. Его можно получить в Центре социального обслуживания на улице Советской, 111.
Но если Интернет-очередь уже начала действовать, то повсеместное ведение электронных историй болезни - дело ближайшего будущего. Для поликлиники №3, принявшей участие в пилотном проекте компьютеризации региональной системы здравоохранения, процедура знакомая, а вот другим медицинским учреждениям ее только предстоит освоить. Вообще появление Интернета и специальных компьютерных программ открывает массу возможностей, о которых раньше нельзя было даже мечтать. Например, скоро узнать результаты анализов и рентгенологических обследований можно будет не только в поликлинике, но и зайдя на специальный сайт. А доктора, благодаря введению единого информационного поля между всеми муниципальными медицинскими учреждениями и в том числе консультационно-диагностическим отделением городской больницы, смогут общаться в режиме он-лайн.
И еще одна хорошая новость для молодых родителей. Стоматологическая поликлиника на Сиреневом бульваре, до которой сейчас страшно неудобно добираться, переедет в центр города, на улицу Кузнецкую. Произойдет это долгожданное событие не позднее следующего года, когда закончится капитальный ремонт поликлиники №1, и она объединится со стоматологической. А вот вопрос с зубоврачебной помощью взрослым и расширением площадей муниципальной поликлиники №2 пока находится в стадии решения. Как говориться, не все сразу...
- Все эти меры - шаг вперед, который позволит увеличить доступность медицинской помощи и сделает городскую систему здравоохранения более функциональной и совершенной, - отметила председатель городского комитета здравоохранения Лилия Никифорова.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Фото автора.
я 4декабря попала в больницу с4ребенком папа остался дома с3детьми обратился за больничным по уходу за детьми ему отказали