Отдельный пожарный поезд на станции Псков почти ничем не выделяется среди других составов. Разве что красной расцветкой да четырьмя цистернами. Если прозвучит сигнал тревоги, т за десять минут состав снимется с места и устремится на место происшествия. И тогда зеленые огоньки семафоро будут сопровождать его по всему маршруту движения, давая приоритет перед другими поездами.
Зона ответственности пожарного поезда - 500 метров площади по обе стороны от железнодорожных путей. Сотрудники подразделения на колесах контролируют территорию до Печор и Пыталова на западе, на северном направлении - до Луги и Дно.
- Два года назад, когда стояла жара и сильно горели леса и болота, мы несколько дней тушили торфяники на перегоне Моглино-Новоизборск, - рассказывает начальник поезда Алексей Демидов. - То были тяжелые дни. В прежние годы, в основном, приходилось тоже тушить леса. Как-то в один год за месяц к нам поступило около двадцати вызовов.
Четыре цистерны пожарного поезда вмещают 280 тонн воды. Ее хватит приблизительно на двенадцать часов непрерывной работы. Каждый день также караул проверяет пассажирские поезда, которые отправляются из Пскова. Проверяется исправность сигнализации и других функций жизнеобеспечения поезда, знание проводниками своих обязанностей на случай пожара. Ситуации бывают разные, все не предусмотришь, но самые очевидные: пожар в пассажирском вагоне, возгорание на складе топлива, пожар в грузовом составе с утечкой бензина.
Подчиненным Алексея Демидова приходилось устранять утечку солярки из товарного состава в Моглино и Черехе. В Киришах ее залили в цистерны под самую завязку, солярка нагрелась под жарким солнцем и потекла наружу. Поезд в считанные минуты оказался на месте аварии, через 40 секунд лафетный ствол уже подавал воду, охлаждая цистерны. У пожарного поезда имеется оборудование, которого нет у городских огнеборцев. Например, осветительной установки «световая башня», которая позволяет тушить огонь в ночное время.
Пожарные отрабатывают разные чрезвычайные ситуации. Проводят, например, учения на складах топлива, где хранятся большие запасы горючего. Снаряженные в теплоотражательные костюмы, способные выдержать температуру до 800 градусов, огнеборцы поливали гигантские баки пеной из установки «Пурга». Физическая выносливость пожарных при разных обстоятельствах регулярно проверяется специальными тестами. Потом по частоте пульса медики судят, способен ли пожарный к высоким нагрузкам, если вдруг придется несколько часов действовать в чрезвычайной ситуации.
На тренировках не учтешь всего того, что может произойти в реальности. Поэтому псковские пожарные стараются учиться на чужом опыте. Два года назад в Карелии, на станции Лубмушозеро, семь грузовых цистерн с бензином сошли с рельс. Горючее из четырех цистерн разлилось и загорелось. Обстановка на пожаре была крайне сложная, но силами нескольких пожарных поездов, прибывших из разных концов республики, огонь был потушен.
Павел ДУБКОВ.
Фото из архива пожарного поезда.