С Михаилом Ивановым я познакомилась на августовском педсовете Псковского района. Голубоглазый улыбчивый блондин с харизмой Пьера Ришара был истинным украшением традиционно женского учительского коллектива. Но не единственным, так как среди педагогов стало больше молодежи и мужчин. А когда Михаил Иванов поднялся на сцену, и назвали его должность, моему изумлению не было предела. Он учитель начальных классов Тямшанской гимназии. Глава Псковского района Владимир Шураев вручал ему, как и другим молодым специалистам, единовременное пособие. После отмены государственного распределения единицы выпускников учебных заведений устраивались в школу, и в основном это были представители прекрасной половины человечества. Парней же, захотевших работать по специальности на селе, непременно подозревали в одном единственном желании – «откосить» от армии. И очень часто эти предположения были вовсе не беспочвенны... Как же оказался Михаил в Тямшанской гимназии?
УРОК ХОРОШИХ МАНЕР
Учитель Иванов встретил меня в фойе школы при полном параде. Строгий костюм, идеально отглаженная, подходящая по цвету рубашка - все это польстило моему женскому самолюбию. Но очень скоро я поняла, что Михаил одевается так каждый день, а не только по поводу встречи с прессой. Имидж и работа обязывают не упасть в грязь лицом перед своими учениками, а заодно привить им хороший вкус и манеры. Михаил вообще не любит читать нотаций, а предпочитает убеждать собственным примером. И делает это легко и ненавязчиво. В этом-то весь секрет. Малыши, зная, что их ни к чему не принуждают, начинают поступать именно так, как надо.
Появление Михаила в школе случайным не назовешь. Это его осознанный выбор. Хотя сделан он, скорее, вопреки, а не благодаря обстоятельствам. Его мама работает учителем русского языка и литературы в Опочке, отец преподает ОБЖ. Романтическую сторону профессии Миша видел только в школе, а дома родители пахали, что называется, до седьмого пота. Писали планы уроков, проверяли горы тетрадок, вели бесконечные переговоры с учениками и коллегами. Еще нужно было найти время на хозяйство и воспитание троих детей-погодок. Миша самый старший из них. Но бессонные ночи и другие издержки профессии не только не напугали его, а наоборот разожгли в нем неподдельный интерес к педагогике. Окончательно повлияла на его выбор учительница начальных классов Елена Михайловна Да-нильченко. Во втором классе Миша твердо решил «быть, как она», и к 11-му не передумал. Поступил в Опочецкий педагогический колледж, а после его окончания, как бы сейчас сказали «соригинальничал», то есть пошел работать по специальности. В Тямшанской гимназии требовался учитель начальных классов. Иванова с удовольствием приняли в дружный педколлектив и доверили 1 «Б» класс.
НЕ ЖЕНСКОЕ ЭТО ДЕЛО
- Когда родители узнали, что классным руководителем будет мужчина, да еще молодой, они немного напряглись, - признается замдиректора Тямшанской гимназии по воспитательной работе Вера Яковлева. - Привыкли, что с детьми в основном женщины работают. Зато старшеклассницы приободрились. Будет ради кого прихорашиваться и вообще «держать марку»! Но уже в сентябре все встало на свои места. Михаил Николаевич быстро доказал, что на многое способен. Дети у него любознательные и вежливые, с дисциплиной все в порядке. В столовую ходят за ручку, за столом не болтают и не отвлекаются. А Михаил стоит рядом с ними, как нянька. Следит, чтобы все кушали. И ни разу не прикрикнул ни на кого. Такому безграничному терпению любая женщина позавидует.
Впрочем, это со стороны кажется, что все было шелково да гладко. Больше половины учеников в 1 «Б» в начале учебного года не умели читать даже по слогам и имели проблемы с моторикой руки (проще говоря, плохо управлялись с карандашом и ручкой). Многие воспринимали школу, как веселую игру, а обязанности школьника осваивали «со скрипом». Да и навыки общения в коллективе пришлось вырабатывать, ведь некоторые дети даже в детсад не ходили.

Буквально за полгода робкие и застенчивые воспитанники Михаила Николаевича изменились до неузнаваемости. На каждый вопрос учителя тянули руки, уверенно отвечали у доски, аккуратно выводили в прописях буквы. А еще учащиеся 1 «Б» всем классом записались в библиотеку и стали ее самыми активными читателями, как и их учитель. Михаил в детстве читал «взахлеб» и сейчас предпочитает новую книгу фильму или компьютерной игре.
- Я не знаю, кто придумал, что педагогика - это привилегия исключительно слабого пола, - недоумевает Михаил. - Мужчины любят детей не меньше и работают с ними не хуже, чем женщины. Мои ученики открытые, веселые и доброжелательные, и общение с ними я вряд ли когда-нибудь променяю на монотонную работу в офисе. Слава Богу, что суровые времена, когда мужчину в школе удерживал только энтузиазм, остались в прошлом. Я их не застал и только по рассказам родителей знаю.
НЕБО И ЗЕМЛЯ
Старшие коллеги Михаила помнят школьные коридоры с изношенным линолеумом, парты советского производства, задержки зарплаты. Как хорошо, что все плохое быстро забывается!
- С 2006 года в сфере образования начались большие перемены, - говорит директор Тямшанской гимназии Наталья Федорова. – Прежняя школа и нынешняя отличаются друг от друга, как небо и земля. Благодаря участию в национальном проекте «Образование», который был инициирован Партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», коллектив гимназии выиграл грант в один миллион рублей. Появилась новая мебель и оборудование. В рамках нацпроекта к нам поступили предметные кабинеты, наглядные пособия, мультимедийные комплексы. О такой роскоши раньше мы даже мечтать не могли, не то, что приобрести. Сейчас почти в каждом классе есть компьютеры с современным программным обеспечением и доступом в Интернет. Мы принимаем участие во всевозможных профессиональных конкурсах и образовательных проектах, получаем гранты. Еще одна положительная примета – это отношение к детскому питанию. За счет средств, выделяемых из районного и областного бюджетов, улучшилось качество и увеличился охват горячим питанием. Власть заинтересована в том, чтобы его получали 100% детей.
Так что появление молодых специалистов, в том числе мужчин – явление закономерное и не такое уж редкое. В образовательных учреждениях Псковского района работает сорок педагогов, стаж которых менее десяти лет. На основании областного закона, который принят по инициативе Губернатора Андрея Турчака, молодые учителя получают пособие в размере 50 тысяч рублей. Поддерживают их и муниципалитеты. Так, Администрация Псковского района начинающим педагогам выплачивает единовременное пособие. Впрочем, прибавка к зарплате - не единственный «бонус»…
- Скоро буду отмечать новоселье, - с радостью сообщает Михаил Иванов. - Я участвовал в программе поддержки молодых специалистов на селе и получил сертификат на приобретение жилья. Недостающую сумму добавили родители. Так что после ремонта перееду в собственную квартиру, которую приобрел в Тямше.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Фото автора.
В ТЕМУ
Алексей Афанасьев, заместитель директора по информатизации Писковской средней общеобразовательной школы:
- Год назад, после окончания факультета технологии и предпринимательства Псковского педуниверситета, я пришел в сельскую школу. И совсем не жалею о своем выборе, так как работать с детьми интересно и перспективно. В прошлом году я преподавал информатику, а с нынешнего года буду вести технологию. Молодым педагогам сегодня предоставляется существенная социальная поддержка. На протяжении трех лет за счет областного бюджета выплачивается пособие в размере 50 тысяч рублей. Получается ежемесячная добавка к зарплате больше 4 тысяч рублей, это доплата почти в размере МРОТа. Кроме того, перед началом каждого учебного года на августовской конференции район выплачивает единовременное пособие, размер которого увеличивается в зависимости от стажа работы.