
В Таллинском городском архиве обнаружены документы, из которых стали известны новые подробности о деловых связях Пскова с Западом в 16-17 веках. Их первым исследователем стал заведующий кафедрой музееведения и археологии Псковского педагогического университета Владимир Аракчеев.
- Таллинский архив хранит документы, имеющие отношение к мэрии на протяжении многих столетий, вплоть до 14 века, - рассказывает Владимир Аракчеев. - В этом уникальном собрании имеется фонд древнерусских документов, он включает в себя и псковские материалы.
- Конкретно, что мы из них узнаем?
- Мы узнаем о том, как наместники приграничных с Ливонией городов, Пскова и Ивангорода, защищали интересы русского купечества, о торговых отношениях с Ганзой, новые имена псковских купцов, а также некоторые подробности из частной жизни.
- От кого наместникам приходилось защищать псковских торговых людей?
- Как водится, от их недобросовестных партнеров. В 1568 году псковский наместник пишет бургомистру в Ревель (так шведы и немцы называли тогда Таллин) письмо. В нем он просит главу города разобраться с «немчином» Петром Шмитом. Этот Шмит взял в кредит товар у семерых псковских купцов, выдал им расписку, но не расплатился и сбежал из Нарвы, которая тогда находилась под контролем русских войск (шла Ливонская война), в город Ревель, под защиту шведских властей. «Немчин» рассчитывал на то, что скоро война в Ливонии возобновится (так оно и случилось через пару лет), и отдавать долг ему не придется. Но ревельский магистрат, не собирался покрывать мошенника. Когда Шмит узнал, что обманутые псковские купцы направляются за получением долга в Ревель, он сел на корабль и отправился в Швецию. Их убытки власти все же возместили, конфисковав товары Шмита.
- А есть другие примеры, где купцы торгуют без обмана?
- Конечно, в большинстве случаев отношения между псковскими купцами и их западными партнерами строились на честности и доверительности. Честность среди торговых людей во все времена ценилась высоко. Такой пример делового партнерства предоставляет конфиденциальная переписка псковского купца Кузьмы Зюнина и ревельчанина Михаила Паульсена, датируемая 1674 годом. Зюнин торговал льном и пенькой. Ревельчанин поставлял в Псков соль, здесь у него было несколько торговых партнеров. Зюнин предлагает ему продавать соль через него.
Как известно, псковский лен высоко ценился за границей. Партнеры, судя по переписке, давно знали друг друга, и доверие между ними было полное. В одном из своих писем Кузьма Зюнин даже называет Паульсена «дорогим и добрым другом, Богом хранимым». Такой характерный пример: в одном из писем Паульсен предлагает заплатить за товар 300 золотых еще до его получения. Значит, он целиком и полностью доверяет псковскому купцу, если готов без всяких условий выложить довольно крупную сумму денег. Паульсен за такое доверие получает бонус от Зюнина - тот снижает цену за лен на четверть рубля.
- Но времена-то были беспокойные, шла война - они нашли отражение в документах?
- В 1570 году, как уже говорилось, русские снова начали военные действия. Ревель им взять не удалось. Но вокруг города происходили постоянные стычки отдельных отрядов. В одной из таких стычек попал в плен псковский помещик Неклюдов. Он пишет письмо своим братьям в Псков с просьбой выкупить его из неволи. Как видим, письмо к адресатам не попало. Но, наверное, Неклюдов написал еще одно письмо, и оно, хочется верить, дошло до Пскова. Судьба пленника, впрочем, нам неизвестна.
В конце 60-х годов 16 столетия новгородские и псковские купцы обратились с жалобой к шведскому королю Иоганну III. Они жаловались на «колыванских немцев» (Ревель русские называли Колыванью). Те побили торговых людей, нанесли им увечья. Купцы пишут: «И впредь, государь, нам грозят, хотят нас бити и резати и одного государь немчина в рожу знаем, а имяни его не ведаем, сидит на Корабельной улице возле ратмана об одном глазу. Милостивый король, сыщи и оборони нас от тех воров».
- Владимир Анатольевич, где будут использованы открытые вами материалы?
- При составлении исторической справки. В таллинском архиве я работал для организации «Чудской проект», занимающаяся подготовкой русско-ганзейских дней. Предполагается издать книгу, в которой будет показано место Пскова среди ганзейских городов.
Сергей РАССОХИН.