
Правда, скептических комментариев по поводу новой национальной идеи оказалось намного больше, чем восторженных откликов. Многие специалисты уверены, что заставить Россию читать насильно равносильно утопии. Есть и те, кто подвергают сомнению факт, что в СССР читающими были большинство граждан, а весь Советский Союз не случайно называли самой читающей страной мира. Нужно многое изменить, чтобы из почти-что лингвофобов (так в психиатрии называется боязнь любого текста) современные дети и взрослые граждане превратились в книголюбов. Что для этого сделать и по силам ли нам окажется такая задача? Об этом корреспондент «Псковской провинции» беседует с экспертами в области чтения.
Лилия Першина, учитель русского языка и литературы гуманитарного лицея, победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование», Псков:
- Давно уже надо было эту проблему решать, она действительно назрела. Мой педагогический стаж почти сорок лет, я выучила не одно поколение школьников и могу делать выводы. Отношение детей к чтению коренным образом изменилось. Раньше они боготворили книги, охотно и много читали, с удовольствием обсуждали прочитанное. Чтение в те годы было не только частью образовательного процесса, но и досугом. А что сейчас? Мне даже немного жаль современных детей. На их бедные головы сваливаются такие потоки информации, что без помощи взрослых в них не разобраться. В итоге мы имеем другую крайность. На смену информационному голоду приходит перенасыщение вплоть до полной потери ориентации в увиденном и услышанном. Притупляется радость от прочитанного, вкус к хорошему слогу, азарт новых открытий. Кроме того, многие дети просто разленились, хотят всего и сразу. И получать информацию привыкли путем одного нажатия кнопки в поисковике компьютера. Что делать? Прежде всего, обеспечить библиотекам (и, прежде всего, школьным) мощную государственную поддержку. Книги должны быть доступны каждому ребенку, независимо от уровня достатка его родителей. Многое зависит и от учителя, в том числе от его умения заинтересовать книгами, привить вкус к хорошей литературе и всячески поддерживать любовь к чтению. И в этой связи я делала и буду делать все, что от меня зависит. Впрочем, нельзя всю ответственность перекладывать на государство и школу. Многое идет от семьи. Я бы порекомендовала родителям ограничить сидение ребенка за компьютером до минимума, необходимого для подготовки к урокам и самообразованию. С самого детства читайте ребенку и вместе с ним, водите его в библиотеку и книжный магазин.
Сергей Калинин, психолог, Псков:
- Я сильно сомневаюсь, что России можно вернуть статус «самой читающей страны в мире», особенно какими-то специальными административными мерами. Причин много. Начнем с системы среднего образования. Для того, чтобы выпускникам сдать ЕГЭ - читать не надо, достаточно знать правильные ответы к тестам. И если даже государственные вузы на восемьдесят процентов коммерциализированы, то понятно, что задача студентов одна - платить деньги и уметь искать готовые рефераты в Интернете, а не самостоятельно добывать знания. Кроме того, книги очень дорогие. Особенно если сравнивать с бутылкой водки или компьютерным CD-диском с десятком игр. Тут бы хорошо вмешаться государству. И не по приказному принципу, а создав льготы издателям, торговле, потребителям. И главная, сугубо российская проблема - у нас чтение умерло как специфическая социальная субкультура. В России книги всегда были некой «отдушиной» для инакомыслящих. Чтение книг было частью свободного полёта мысли. Сейчас в нашем обществе свободы выше крыши, а идеология вообще какая-то невнятная. Зачем тогда читать? Смысл чтения утрачен!
Может ли сегодня или в ближайшее время чтение быть ответом на беспредел и бездуховность, которые мы наблюдаем в жизни с завидной регулярностью? Я лично очень в этом сомневаюсь. Чтение - слишком трудный путь, который могут выбрать только самые достойные. Но таких единицы, потому как большинство стремительно превращается в «общество потребления». А в нем нормальным является не чтение, а потребление - фастфуда, телевидения, Интернета и прочих «удовольствий». Россия никогда не станет «самой читающей страной в мире», пока не будет на то серьезных предпосылок.
Наталья Бубекина, заведующая научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки, Москва:
- То, что Советский Союз был самой читающей страной мира это не более, чем миф. Во всяком случае никаких серьезных исследований на эту тему в те годы не проводилось. А истинными ценителями книг были представили немногочисленной прослойки интеллигенции, большая часть крестьян и рабочего класса не читала тогда, и не читает сейчас.
Что имеем сегодня? По последним данным Россия находится на десятом месте в мире по показателям читаемости. Это приводит к тому, что начинают превалировать явления так называемая вторичной неграмотности. Молодые люди разучились не просто читать, но и нормально разговаривать, не говоря уже о грамотном изложении своих мыслей. Впрочем, это скорее их беда, а не вина. О каком читающем поколении может идти речь, если книга недоступна, тиражи падают, а качество издания оставляет желать лучшего? Раньше, например, существовала библиотечная серия, и все книги, включенные в нее, в обязательном порядке поступали в библиотеки. Сейчас это правило не работает. То есть, если ребенок интересующую его книгу не купил (а в райцентрах книжных магазинов осталось мало), он не прочитает ее никогда. На мой взгляд, это большая трагедия, и корень ее в том, что у нас нет целенаправленной политики в области книготорговли и библиотечного дела, а есть только разрозненные лозунги больших политиков. Надеюсь, что намерение премьер-министра вернуть России статус самой читающей страны мира, станет началом больших и позитивных перемен.

Ольга Громова, главный редактор журнала «Библиотека в школе», Москва:
- Тенденция, которая сейчас происходит в стране, настораживает. Я имею в виду ликвидацию детских библиотек, как самых беззащитных. Речь идет о лишении их юридической самостоятельности. В лучшем случае библиотеки сливаются с юношескими или взрослыми. Но если они становятся частью какого-нибудь спортивного или культурного комплекса, что сейчас тоже не редкость, мы вообще рискуем их потерять. Поэтому сколько бы деклараций мы не произносили о том, что надо больше читать, этого не будет до тех пор, пока школьные библиотеки не смогут предложить детям литературные новинки или произведения лауреатов премий. Пока что такой возможности у нас нет.

Наталья Волкова, директор областной библиотеки детей и юношества, Псков:
- То, что в России растет поколение нечитающих детей, действительно факт и большая проблема. Правда, не все так мрачно. Например, недавно Губернатор Псковской области Андрей Турчак удовлетворил мою просьбу о выделении дополнительных лимитов на подписку на первое полугодие 2012 года. С тех пор, как детскую и юношескую библиотеку объединили, а было это шесть лет назад - мы не потеряли ни одного читателя. Как было 22 тысячи, так и осталось. Правда, изменилась интенсивность посещений. Наплыв читателей наблюдается в выходные дни, а в будние дни народу меньше. Впрочем, на то имеются причины. Подорожал проезд на автобусе, на улицах стало неспокойно, увеличилась школьная нагрузка. Зато в последние три года мы наблюдаем увеличение потока так называемых семейных посещений - родители приходят в библиотеку вместе с детьми.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Фото автора.
Не знаю, не знаю... Я сам читать люблю, все мои друзья читают. А то, что они не ходят по библиотекам, ничего не значит: они в интернете могут почитать. Сейчас это не сложно.
Согласна, надо что-то делать.На мой взгляд, без художественной литературы вообще невозможно полноценное формирование личности.А чтобы среда не уподобила "нечитающим", надо развивать традиции семейного чтения. Хорошо, если в Пскове это активно вошло в практику.
Сделайте 45 часов в сутки, я начну читать. А так - извините, на собственную жизнь времени не хватает!
У всех в сутках 24 часа и кто-то успевает не только читать и личную жизнь вести, а еще деньги зарабатывать, учиться и иметь пару тройку хобби, а кто-то тупо тратит время... на контакт, например..и жалуется...жаловаться всегда проще..;)
Не знаю...можно ли назвать полноценным чтением - чтение в Интернете?
А девушка с Пушкиным на фотографии какова)))) хорошенькая