Предприниматель

Номер от 26-09-2012  Номер от 25-07-2012  Номер от 27-06-12  Номер от 30-05-2012  Номер от 22-02-2012  Номер от 25-01-2012  Номер от 21-12-2011  Номер от 30-11-2011  Номер от 02-11-2011  Номер от 28-09-2011  Специальный выпуск  №3 

В добрые руки

№ 45 (10000)  № 43 (9998)  24(9979)  23(9978)  22(9977) 

Свежий номер. 12+

№ 49 (10261)  № 48 (10260)  № 47 (10259)  №46 (10258)  № 45 (10257)  № 44 (10256)  № 43 (10255)  № 42 (10254)  № 40 (10252)  № 39 (10251)  № 38 (10250)  № 37 (10249)  № 36 (10248)  № 35 (10247)  № 34 (10246)  № 33 (10245)  №32 (10244)  №31 (10243)  №30 (10242)  №29 (10241)  №28 (10240)  № 27 (10239)  № 26 (10238)  № 25 (10237)  № 23 (10235)  № 22 (10234)  № 21 (10233)  № 20 (10232)  № 24 (10236)  № 19 (10231)  №18 (10230)  № 17 (10229)  № 16 (10228)  № 15 (10227)  № 14 (10226)  № 13 (10225)  № 12 (10224)  № 11 (10223)  № 10 (10222)  № 9 (10221)  № 8 (10220)  7 (10219)  № 6 (10218)  №5 (10217)  № 4 (10216)  № 3 (10215)  № 2 (10214)  № 1 (10213)  № 51 (10212)  № 49 (10210)  № 48 (10209)  № 47 (10208)  № 46 (10207)  № 45 (10206)  № 44 (10205)  № 43 (10204)  № 42 (10203)  № 41 (10202)  № 40 (10201)  № 39 (10200)  № 38 (10199)  № 37 (10198)  № 36 (10197)  № 35 (10196)  № 34 (10195)  № 33 (10194)  № 32 (10193)  № 31 (10192)  № 30 (10191)  № 29 (10190)  № 28 (10189)  № 27 (10188)  № 26 (10187)  № 25 (10186)  № 24 (10185)  № 23 (10184)  № 22 (10183)  № 21 (10182)  № 20 (10181)  № 19 (10180)  № 18 (10179)  № 17 (10178)  № 16 (10177)  № 15 (10176)  № 14 (10175)  № 13 (10174)  № 12 (10173)  № 11 (10172)  № 10 (10171)  № 9 (10170)  № 8 (10169)  № 7 (10168)  № 6 (10167)  № 5 (10166)  № 4 (10165)  № 3 (10164)  № 2 (10163)  № 1 (10162)  № 51 (10161)  № 50 (10160)  № 49 (10159)  № 48 (10158)  № 47 (10157)  № 46 (10156)  № 45 (10155)  № 44 (10154)  № 43 (10153)  № 42 (10152)  № 41 (10151)  № 40 (10150)  № 39 (10149)  № 38 (10148)  № 37 (10147)  № 36 (10146)  № 35 (10145)  № 34 (10144)  № 33 (10143)  № 32 (10142)  № 31 (10141)  № 30 (10140)  № 29 (10139)  № 28 (10138)  № 27 (10137)  № 26 (10136)  № 25 (10135)  24 (10134)  23 (10133)  № 22 (10132)  № 21 (10131)  № 20 (10130)  № 18 (10128)  № 17 (10127)  № 16 (10126)  № 15 (10125)  № 14 (10124)  № 13 (10123)  № 12 (10122)  № 11 (10121)  № 10 (10120)  № 9 (10119)  № 8 (10118)  № 7 (10117)  № 6 (10116)  № 5 (101115)  № 4 (10114)  № 3 (10113)  № 2 (10112)  № 1 (10111)  № 52 (10110)  № 51 (10109)  № 50 (10108)  № 49 (10107)  № 48 (10106)  № 47 (10105)  № 46 (10104)  № 42 (10100)  № 41 (10099)  № 40 (10098)  № 39 (10097)  № 38 (10096)  № 37 (10095)  № 36 (10094)  №35 (10093)  № 34 (10092)  № 33 (10091)  № 32 (10090)  № 31 (10089)  № 30 (10088)  № 29 (10087)  № 28 (10086)  № 27 (10085)  № 26 (10084)  21(10079)  № 20 (10078)  № 19 (10077)  № 18 (10076)  № 17 (10075)  № 16 (10074)  № 15 (10073)  № 14 (10073)  № 13 (10071)  № 12 (10070)  № 11 (10069) 
 
 
25 декабря 2025, четверг, 08:23

 

СВЕЖИЙ НОМЕР. 12+. №41 (9535), 19/10/2011

Россия - самая (не)читающая страна в мире?

Можно ли вернуть России статус самой читаемой страны в мире? Нужно, и чем раньше, тем лучше. Такую задачу поставил перед страной Премьер-министр Владимир Путин. И тут же «засучил рукава». На прошлой неделе состоялась встреча премьера с группой ведущих российских писателей. Равнодушных к инициативе премьера не было - слишком больной оказалась тема. О том, сколько бед может натворить не читающее поколение, выросшее на жаргонизмах и словечках из интернет-форумов и социальных сетей, страшно представить.

Правда, скептических комментариев по поводу новой национальной идеи оказалось намного больше, чем восторженных откликов. Многие специалисты уверены, что заставить Россию читать насильно равносильно утопии. Есть и те, кто подвергают сомнению факт, что в СССР читающими были большинство граждан, а весь Советский Союз не случайно называли самой читающей страной мира. Нужно многое изменить, чтобы из почти-что лингвофобов (так в психиатрии называется боязнь любого текста) современные дети и взрослые граждане превратились в книголюбов. Что для этого сделать и по силам ли нам окажется такая задача? Об этом корреспондент «Псковской провинции» беседует с экспертами в области чтения.

Лилия Першина, учитель русского языка и литературы гуманитарного лицея, победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта «Образование», Псков:

- Давно уже надо было эту проблему решать, она действительно назрела. Мой педагогический стаж почти сорок лет, я выучила не одно поколение школьников и могу делать выводы. Отношение детей к чтению коренным образом изменилось. Раньше они боготворили книги, охотно и много читали, с удовольствием обсуждали прочитанное. Чтение в те годы было не только частью образовательного процесса, но и досугом. А что сейчас? Мне даже немного жаль современных детей. На их бедные головы сваливаются такие потоки информации, что без помощи взрослых в них не разобраться. В итоге мы имеем другую крайность. На смену информационному голоду приходит перенасыщение вплоть до полной потери ориентации в увиденном и услышанном. Притупляется радость от прочитанного, вкус к хорошему слогу, азарт новых открытий. Кроме того, многие дети просто разленились, хотят всего и сразу. И получать информацию привыкли путем одного нажатия кнопки в поисковике компьютера. Что делать? Прежде всего, обеспечить библиотекам (и, прежде всего, школьным) мощную государственную поддержку. Книги должны быть доступны каждому ребенку, независимо от уровня достатка его родителей. Многое зависит и от учителя, в том числе от его умения заинтересовать книгами, привить вкус к хорошей литературе и всячески поддерживать любовь к чтению. И в этой связи я делала и буду делать все, что от меня зависит. Впрочем, нельзя всю ответственность перекладывать на государство и школу. Многое идет от семьи. Я бы порекомендовала родителям ограничить сидение ребенка за компьютером до минимума, необходимого для подготовки к урокам и самообразованию. С самого детства читайте ребенку и вместе с ним, водите его в библиотеку и книжный магазин.

Сергей Калинин, психолог, Псков:

- Я сильно сомневаюсь, что России можно вернуть статус «самой читающей страны в мире», особенно какими-то специальными административными мерами. Причин много. Начнем с системы среднего образования. Для того, чтобы выпускникам сдать ЕГЭ - читать не надо, достаточно знать правильные ответы к тестам. И если даже государственные вузы на восемьдесят процентов коммерциализированы, то понятно, что задача студентов одна - платить деньги и уметь искать готовые рефераты в Интернете, а не самостоятельно добывать знания. Кроме того, книги очень дорогие. Особенно если сравнивать с бутылкой водки или компьютерным CD-диском с десятком игр. Тут бы хорошо вмешаться государству. И не по приказному принципу, а создав льготы издателям, торговле, потребителям. И главная, сугубо российская проблема - у нас чтение умерло как специфическая социальная субкультура. В России книги всегда были некой «отдушиной» для инакомыслящих. Чтение книг было частью свободного полёта мысли. Сейчас в нашем обществе свободы выше крыши, а идеология вообще какая-то невнятная. Зачем тогда читать? Смысл чтения утрачен!

Может ли сегодня или в ближайшее время чтение быть ответом на беспредел и бездуховность, которые мы наблюдаем в жизни с завидной регулярностью? Я лично очень в этом сомневаюсь. Чтение - слишком трудный путь, который могут выбрать только самые достойные. Но таких единицы, потому как большинство стремительно превращается в «общество потребления». А в нем нормальным является не чтение, а потребление - фастфуда, телевидения, Интернета и прочих «удовольствий». Россия никогда не станет «самой читающей страной в мире», пока не будет на то серьезных предпосылок.

Наталья Бубекина, заведующая научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки, Москва:

- То, что Советский Союз был самой читающей страной мира это не более, чем миф. Во всяком случае никаких серьезных исследований на эту тему в те годы не проводилось. А истинными ценителями книг были представили немногочисленной прослойки интеллигенции, большая часть крестьян и рабочего класса не читала тогда, и не читает сейчас.

Что имеем сегодня? По последним данным Россия находится на десятом месте в мире по показателям читаемости. Это приводит к тому, что начинают превалировать явления так называемая вторичной неграмотности. Молодые люди разучились не просто читать, но и нормально разговаривать, не говоря уже о грамотном изложении своих мыслей. Впрочем, это скорее их беда, а не вина. О каком читающем поколении может идти речь, если книга недоступна, тиражи падают, а качество издания оставляет желать лучшего? Раньше, например, существовала библиотечная серия, и все книги, включенные в нее, в обязательном порядке поступали в библиотеки. Сейчас это правило не работает. То есть, если ребенок интересующую его книгу не купил (а в райцентрах книжных магазинов осталось мало), он не прочитает ее никогда. На мой взгляд, это большая трагедия, и корень ее в том, что у нас нет целенаправленной политики в области книготорговли и библиотечного дела, а есть только разрозненные лозунги больших политиков. Надеюсь, что намерение премьер-министра вернуть России статус самой читающей страны мира, станет началом больших и позитивных перемен.

 

Ольга Громова, главный редактор журнала «Библиотека в школе», Москва:

- Тенденция, которая сейчас происходит в стране, настораживает. Я имею в виду ликвидацию детских библиотек, как самых беззащитных. Речь идет о лишении их юридической самостоятельности. В лучшем случае библиотеки сливаются с юношескими или взрослыми. Но если они становятся частью какого-нибудь спортивного или культурного комплекса, что сейчас тоже не редкость, мы вообще рискуем их потерять. Поэтому сколько бы деклараций мы не произносили о том, что надо больше читать, этого не будет до тех пор, пока школьные библиотеки не смогут предложить детям литературные новинки или произведения лауреатов премий. Пока что такой возможности у нас нет.

 

 

 

Наталья Волкова, директор областной библиотеки детей и юношества, Псков:

- То, что в России растет поколение нечитающих детей, действительно факт и большая проблема. Правда, не все так мрачно. Например, недавно Губернатор Псковской области Андрей Турчак удовлетворил мою просьбу о выделении дополнительных лимитов на подписку на первое полугодие 2012 года. С тех пор, как детскую и юношескую библиотеку объединили, а было это шесть лет назад - мы не потеряли ни одного читателя. Как было 22 тысячи, так и осталось. Правда, изменилась интенсивность посещений. Наплыв читателей наблюдается в выходные дни, а в будние дни народу меньше. Впрочем, на то имеются причины. Подорожал проезд на автобусе, на улицах стало неспокойно, увеличилась школьная нагрузка. Зато в последние три года мы наблюдаем увеличение потока так называемых семейных посещений - родители приходят в библиотеку вместе с детьми.

Ульяна МИХАЙЛОВА.

umi@province-pskov.ru

Фото автора.

Оцените статью:


Комментарии

Тед М. | 21/10/2011 06:08
Не знаю, не знаю... Я сам читать люблю, все мои друзья читают. А то, что они не ходят по библиотекам, ничего не значит: они в интернете могут почитать. Сейчас это не сложно.
Наташа | 21/10/2011 06:31
Согласна, надо что-то делать.На мой взгляд, без художественной литературы вообще невозможно полноценное формирование личности.А чтобы среда не уподобила "нечитающим", надо развивать традиции семейного чтения. Хорошо, если в Пскове это активно вошло в практику.
21/10/2011 06:38
Сделайте 45 часов в сутки, я начну читать. А так - извините, на собственную жизнь времени не хватает!
Ксения | 21/10/2011 10:02
У всех в сутках 24 часа и кто-то успевает не только читать и личную жизнь вести, а еще деньги зарабатывать, учиться и иметь пару тройку хобби, а кто-то тупо тратит время... на контакт, например..и жалуется...жаловаться всегда проще..;)
21/10/2011 19:25
Не знаю...можно ли назвать полноценным чтением - чтение в Интернете?
21/10/2011 19:26
А девушка с Пушкиным на фотографии какова)))) хорошенькая

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий

 
 
Псковская провинцияПортал государственных органов Псковской областиВесь Псков