
Слово жителям улицы Заречной.
Вадим Цыбульский:
- Нас волнует не столь сам факт соседства с кладбищем - покойник - есть покойник. Он не встанет. А то, что мы останемся без воды. Рядом находится единственный в округе колодец, с которого мы, жители Заречной улицы, берем воду. Вода в нем чистая, вкусная. Если у храма станут хоронить людей, мы не сможем пользоваться колодезной водой. Особенности здешнего дренажа таковы, что сток поземных вод идет к реке, то есть, в сторону колодца. Вы пройдите к берегу реки, там известняк везде. Где ни копни, начинает бить ручей. Соответственно, все с кладбища пойдет в колодец и в речку Пскову.
Виктор Трезубов:
- Я на своей усадьбе пробурил скважину. Ее глубина получилась небольшой - 9 метров. Фактически, она питается грунтовыми водами. Что же мне придется пить воду, которая омывает мертвецов? Мыть посуду такой водой не будешь. Мыться тоже. Да и стираться, согласитесь, неприятно. Даже поливать огород и то, как-то не по себе.
Глафира Васильева:
- Не знаю, как другим, а мне неприятно постоянно видеть похоронные процессии, гробы, убитых горем родственников. Это давит на психику. Лучше бы вместо этого на нашей улице выкопали еще один колодец - мы давно просим, и сделали освещение на улице…
Алимпиада Докучаева:
- На въезде в деревню – на повороте с ленинградского шоссе находится старинное, большое кладбище. Оно действующее. Туда привозят хоронить даже из Санкт-Петербурга. Вся стать была строить там же и храм. Тем более, место очень подходящее – на горе. И никаких бы проблем не возникло. Другое кладбище есть в деревне Цаплино. Зачем нужно делать еще одно, да еще посреди поселка, на жилой и застроенной улице? Где логика?
Для отца Василия такая реакция со стороны жителей оказалась неожиданной. Новость, о том, что они написали заявление в волость, свалилась на него, как снег на голову.
- Этот вопрос еще не решен окончательно, - дипломатично ответил батюшка. - Мы лишь прошли по территории с главой волости и посмотрели, где можно сделать кладбище. Самостоятельно, ни я, ни глава волости его решить не в силах. Мы будем делать все по закону, поэтому соблюдем всю процедуру. Обустройство кладбища предстоит согласовать в разных инстанциях, в которые еще никто не обращался. Никаких предварительных заключений на руках у нас нет. Не проводился и сход граждан. Если в соответствующих инстанциях нам откажут или люди будут против, значит, кладбища у храма не будет. А что касается колодца, то по документам он должен находиться не ближе 50 метров до захоронений, а там будут все 150.
По поводу размещения кладбища отец Василий уже встречался и с предпринимателем Виктором Ивановым, чья производственная база расположена недалеко от выстроенного храма. Есть опасения, что предприниматель из-за кладбища может лишиться своих производственных площадей, а местные жители, в свою очередь, работающие у предпринимателя - рабочих мест. Тем более, в Торошино это вовсе единственное предприятие... Виктор Николаевич признался, что потенциальное соседство его бизнеса с кладбищем отнюдь не радует. Во время их разговора священнослужитель сразу поднял вопрос о подъездной дороге. Если события будут разворачиваться наихудшим образом, предприниматель ее, вероятно, лишится. Однако других территориальных претензий к себе Виктор Иванов не допускает. Ведь, строения вместе с землей в свое время были выкуплены им у прежнего владельца с соблюдением законных формальностей, сделка прошла регистрационную палату.
- О территориальных притязаниях речь не идет... Однако, на мой взгляд, это не лучшее место для кладбища. Поблизости стоит электрическая подстанция, здесь проходит воздушная линия электропередач, остаются железобетонные основания от прошлых построек…
Каким образом будет развиваться ситуация пока не известно. Но мнение жителей улицы Заречной, на которой кому-то вдруг захотелось сделать кладбище - однозначно. Они против. Люди не желают жить рядом с кладбищем, пить воду, которую оно своими стоками отравит, выращивать урожай на участках рядом с захоронениями, купаться в реке, которую будут питать кладбищенские стоки. Многое в развитии ситуации зависит от позиции главы администрации Торошинской волости Евгения Гомонова. У него на этот счет есть четкая позиция - новое кладбище в деревне Торошино не нужно, и этому не быть.
- Никто и не собирался его делать здесь. Мы беседовали с отцом Василием о мусорном контейнере, который стоит на улице в отдалении от храма. Он хочет его переставить в другое место. По ходу дела у нас зашел разговор о кладбище возле нового храма. Мы обошли территорию, осмотрели ее. Прикинули, что там низина. К тому же, остался фундамент пилорамы бывшего совхоза. В результате сошлись на мнении, что место для захоронения здесь неподходящее. В любом случае, организация гражданского кладбища процесс долгий и непростой. И как это ни странно, к процедуре определения местоположения будущего кладбища, как и выделения земли, глава волости имеет, как говорится, пятое отношение. Первоначально свое слово должны сказать жители улицы и деревни.
Итак, жители улицы Заречной уже обозначили свою позицию, на что имеют полное право, потому что им тут жить... И пусть лучше Заречная улица ассоциируется с фильмом «Весна на Заречной улице», чем с кладбищем…
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru
Фото автора.
КОММЕНТАРИЙ
Нина Блажевич, ведущий специалист, эксперт отдела санитарного надзора Роспотребнадзора РФ по Псковской области:
- Согласно нормативам от границы кладбища (ограждения) до фасада ближайшего жилого дома должно быть не менее 50 метров. Кроме того, существует такое понятие, как «кладбищенский период». На песчаных почвах их полное самоочищение проходит за десять лет. На глинистых - за 20 лет. Когда родственники хоронят своих умерших в одни и те же могилы, не выдерживая вышеназванных цифр, ресурс кладбища истощается. Иными словами, почва не в состоянии переработать столько органики. Ситуация в деревне Торошино особая. Если поток грунтовых вод, которые собираются в единственный на улице нецентрализованный источник водоснабжения - колодец, будет идти с этого кладбища, то никто не даст гарантию, что захоронения не повлияют на качество воды. Здесь не обойтись без экспертизы «Псковводпроекта». Специалисты этой организации определят направление грунтовых вод, посмотрят, какая там бактериология, и сделают окончательный вывод. Но, на мой взгляд, кладбища нужно изначально располагать в таких местах, где подобная проблема не может возникнуть.
Люди у нас, к сожалению, не все понимают, что надо бороться за свои права. Молодцы зареченцы, надо отстаивать свое право жить на той улице, на которой они живут. Они не селились на кладбище.
Я в будущем планирую свою старость провести на улице Заречной и поэтому поддерживаю моих односельчан, и если понадобиться моя помощь, как юриста, готова ее оказать!!!
Спасибо Галина! Будем держать в курсе...
А мы на этот колодец за водой из города ездим, лучше воды нет!!! Я против кладбища!!!!!
Лучше бы предприятие какое построили,а то работать негде,без кладбища обойдемся!
Кладбищ в округе и без того достаточно, столько народу в деревне нет) Лучше бы о рабочих местах подумали.
Мы были очень довольны красотой храма который строиться рядом с нашим домом.Но неприятное известие о кладбище нас очень огорчило.Ведь наш дом и колодец на участке находятся вблизи с местом которое выбиралось под кладбище.Это не обдуманный шаг выбора места .А глава волости Гомон пусть окажет содействие по уборке отходов мусора с дворовых территорий.Эть косается свалок мусора за нашим домом ул.Заречная дом 36 .Пусть поможет в благоустройстве нашего красивого поселка Торошино.Прошу коментарии опубликовать в газете. Спасибо.