Потребкооперация зародилась во времена царей, расцвела в период социализма, доказала свою состоятельность в наше демократичное время. О сегодняшнем дне Бежаницкого райпо, структуры, выполняющей важную социальную функцию, мы поговорили с председателем правления Екатериной Петровой и ее заместителем Александром Власовым.
- Как вам удается работать сегодня при столь бешеной конкуренции и весьма скромном достатке населения?
А. Власов: - Многие из нас хорошо помнят времена дефицита… Когда люди приходили и кланялись продавцу - главному лицу в магазине. Сегодня главный - покупатель. Продавец крутится вокруг него, выполняя запросы. Покупатель изменился в сравнении с тем, каким был раньше. В советские времена в магазинах на прилавке лежали две пары ботинок «Скороход» и человек был доволен, купив одну из них. Теперь мы предлагаем 40 - 50 моделей. Покупатель выбирает и еще остается недоволен.
Е. Петрова: - Сейчас больше стало самостоятельности, но и ответственности больше. Мы не боремся с конкурентами. Мы стремимся найти свое место под солнцем рядом с ними. Чтобы привлечь покупателя, придумываем и внедряем новые формы, которых нет у конкурентов. Сделать это можно только с помощью ассортимента и цены. При этом, основная цель потребкооперации, ради которой, когда-то на добровольные взносы пайщиков в основной капитал создавались потребительские общества, осталась прежней. Мы должны удовлетворять первоочередные потребности пайщиков. Другое дело, изменились условия - потребительские общества наработали собственный капитал и больше не нуждаются в паевых взносах. Райпо удовлетворяет первоочередные потребности людей через свои структуры – торговые точки, собственное производство, заготовки.
А. Власов: - Мы вкладываем большие средства в собственное производство. С приходом в район газа снизили себестоимость продукции. Производимый нами хлеб дешевле, чем у других производителей. Начали делать овсяное печенье. Большие вложения сделали в лимонадный цех – в производство безалкогольной продукции. Монтируем новую линию. Возвращаемся к старой технологии, проверенной годами, основанной на использовании натурального сырья без порошковой химии. С веянием времени, как и все, мы тоже перешли на порошки - так проще. Но покупатель начинает осознавать, что порошковый напиток вреден.
Е. Петрова: - Еще торгуем кормами. Закупаем от населения овощи: картофель, морковь, свеклу. Сами заквашиваем капусту. Яблок в этом году закупили много. Люди сдавали их прямо в сельских магазинах. На месте получали деньги и тут же отоваривались. Также мы закупали в небольших количествах клюкву, бруснику. Для людей – это хорошее подспорье. Очень важно, что в работе нашей организации огромную роль играет социальная составляющая.
- Вы имеете в виду автолавки, приезжающие в труднодоступные и удаленные деревни?
А. Власов: - Не только. Летом, когда много дачников, множество мелких предпринимателей выезжают на село, продавая свой товар. Но как только дачники разъезжаются, все предприниматели разбегаются - нет прибыли. Остаются наши магазины, которые мы содержим себе в убыток, и автолавки. Протяженность их маршрута порой превышает 70 километров в одну сторону. Иногда она в одну деревню приезжает два раза в неделю. Однако снежные заносы и весенняя распутица затрудняют доступ к иным деревням. В прошлом году даже срывались выезды автолавок - не проехать.
Е. Петрова: - Если раньше мы особо не занимались доставкой товара на дом, то сегодня бесплатно привезем все, даже медикаменты. Отправим письмо, положим деньги на мобильный телефон. Заказ можно сделать через автолавку и магазин. Есть каталоги, образцы товара. При необходимости ищем его через Интернет. Если товар в наличие, то привезем через день – другой. Если его нужно заказывать, то на это уходит до двух недель.
А. Власов: - Сегодня, когда в деревне нет ни клуба, ни сельсовета с почтой и медпунктом, магазин райпо стал центром общения. Мы даже поставили столы, за которыми бабушки могут посидеть, поговорить, выпить чаю.
- Вы открыли два магазина самообслуживания. Это дань моде?
Е. Петрова: - Меняется время, меняемся мы. Так и должно быть. Магазины самообслуживания – это не дань моде. Они существовали в советский период, но постепенно сошли на нет. Сейчас снова популярны, так как представляют покупателю определенные удобства – он один на один с товаром. Может его рассмотреть, выбрать. Молодежи и приезжим такие магазины привычнее. Пожилым удобнее иметь дело с продавцом, стоящим через прилавок. Для этой категории людей важно поговорить с продавцом, посоветоваться. Напротив нашего магазина самообслуживания находится небольшой магазин, наподобие ларька. С открытием магазина самообслуживания, мы намеревались закрыть его. Но люди попросили оставить. Сегодня он дает оборот не меньше магазинов с большей площадью. Так что, нужно учитывать пристрастия людей.
А. Власов: - Мы используем все формы работы с покупателем, если они выгодны. Мелкие магазинчики, сейчас их называют «магазин у дома», по-прежнему востребованы.

- На Западе много маленьких магазинчиков с собственным производством. В них пекут хлеб, булочки, делают кондитерские изделия. Для нас это в диковинку…
Е. Петрова: - Наш руководитель Виктор Алексеевич Смирнов часто бывает за границей. Привозит новые идеи, но каждый раз возникает вопрос, как их воплотить в наших условиях? К примеру, в Италии, Испании, Финляндии работают магазины… без продавцов. То же самое и с производством при магазинчиках. Нам этот вариант не подходит - загубим свой хлебокомбинат. Я не сомневаюсь, что это, в конце концов, придет и к нам. Уже практикуется не столько собственное производство продукции, сколько завоз полуфабрикатов и изготовление из них готовой продукции. Мы давно сами делаем полуфабрикаты. В отличие от полуфабрикатов массового производства, у нас – натуральная продукция. Люди это оценили.
- В некоторых сетевых магазинах есть установка – не брать на работу в качестве продавцов, тех, кто работал в этой профессии в советское время…
Е. Петрова: - Кто желает работать, мы никогда не отталкиваем. Принимаем на работу и продавцов в возрасте, как вы выразились, советского периода, и абсолютно новых людей - без опыта работы в торговле. Если у человека не получается работать с покупателями – переводим на другое место работы. А с теми, кто не может и не хочет работать в торговле - безжалостно расстаемся. Иногда меняем в магазине весь коллектив. Наше предприятие одно из стабильно работающих, выплачивающих своевременно не самую маленькую по Бежаницам зарплату. Плюс соцгарантии. Так что, большой текучки кадров нет - наоборот, не хватает людей. Чтобы не закрывать магазины, мы вынуждены в некоторые возить продавцов из Бежаниц Или оплачивать проезд, когда они добираются на общественном транспорте. А что делать, если в деревнях некому работать? Того же электрика - попробуйте, найти…
- Бежаницкое райпо не чурается решать жилищный вопрос своих работников. Это опыт советских времен или прыжок в завтрашний день?
Е. Петрова: - Мы приобрели под общежитие часть здания. Полностью переоборудовали для этих целей. Не так давно выкупили вторую половину здания. Сейчас ремонтируем под общежитие. Селим туда молодых специалистов и особо нуждающихся в жилье. Всего у нас будет четыре общежития. Общежитие, как временный вариант решения жилищной проблемы, не самый плохой вариант. Тем более цена найма абсолютно условная.
- Меня крайне удивило, что ваши работники ездят на корпоративные экскурсии, бесплатно лечатся в санаториях…
Е. Петрова: - Мы стараемся не забывать о людях. Поздравляем с юбилеем и праздниками ветеранов. Награждаем, премируем, дарим подарки, приурочивая это к праздникам, работающих сегодня. Организуем туристические поездки. Ездили на Славянский базар в Белоруссию. На концерты - в Великие Луки, когда туда приезжают выступать известные артисты. Райпо полностью оплачивает стоимость путевки в санатории. Дети работников бесплатно отдыхают в летних оздоровительных лагерях. Оказываем людям материальную помощь по случаю свадьбы, похорон, рождения ребенка, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Даем беспроцентные кредиты или кредиты с очень небольшими процентами - на строительство, покупку мебели.
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru
Фото автора.
уважаемая администрация бежанецкого райпо прошу вас принять меры к прадовцу деревни Ямок где как я знаю находится ваша торговая точка продовца в магазине никогда не застать она то яблоки собирает то носки дома вяжет какая же у вас там будет выручка если магазин закрыт постоянно.А если и открыт что мало вероятно продавшица хамка хомит и повышает голос на покупателей.я уже писал вам но результатов никаких небыло принято мер к данному продавцу.вам пишу в последний раз прошу примите меры дальше буду писать в санпестанцыю для проверки продуктов которые из под лавки продает продавец или в полицыю они я думаю компитентны в этих вопросах.зарание вас благодарю с уважением к вам алексей.
Алексей, я понимаю, что Псков -это провинция, но 7 ощибок в 1 слове... санпенстанцыю - санэпидемстанцию!:) ну да, еще к автору. Нельзя употреблять одно и тоже слово в одном абзаце больше 2 раз, а у вас слово общежитие очень популярно - аж 4 раза! Об остальном молчу... Одним словом - ПРОВИНЦИЯ!!! ИМХО! НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ!