Этот день учительница одной из районных школ Евгения Павлова вспоминает с улыбкой. Но тогда ей было не до смеха, и, казалось, что кошмар, в котором оказалась она и все ее коллеги, никогда не кончится. Дело было в феврале, ровно двадцать лет назад. Зарплату не платили уже несколько месяцев. Мужу агроному и того больше. Продукты и дрова, которые семья в последнее время брала в долг, кончились. По вечерам маленькие дочки-близняшки, вдохновившись очередной серией Санта-Барбары, неслись на кухню в поисках чего-нибудь вкусненького. И ничего, кроме купленной у соседки банки трехлитрового молока, не находили. Женя была в отчаянии...
В тот день по школе пронеслась потрясающая новость - после уроков будут давать аванс. Быстро отсчитав в уме, сколько из полученной суммы уйдет на оплату долгов, Женя зашла в учительскую... и подумала, что ошиблась адресом. На столах, по соседству со школьными тетрадками и методичками, стояли ящики с водкой. Это и была учительская зарплата, вернее взаимозачет с одним и местных предприятий. Тогда это практиковалось повсеместно. Но водка для пропитания маленьких детей явно не годилась. Остаток дня учителя ходили по школе, как в воду опущенные, и только неженатый физрук недобро посмеивался: «водку дали, а закусить нечем». Вечером к Жене пришла заниматься ученица, которую нужно было «натаскать» по математике перед выпускными экзаменами. Платить за репетиторство девочке было нечем, и, уходя, она оставила учительнице корзинку, источавшую умопомрачительные ароматы. Там Женя обнаружила еще теплый черничный пирог и огромный шмат сала. Женя обрадовалась несказанно: теперь и у детей лакомство есть, и есть на чем пожарить картошку. Проблема с ужином на этот вечер была решена, а об остальном она подумает завтра. В 90-е было принято жить днем сегодняшним, а иначе смысла нет..
Теперь у Павловых и машина своя (купили несколько лет назад в кредит), и еды хватает, и зарплату оба супруга получают регулярно. У дочерей свои семьи, а Санта-Барбару и пустой холодильник они уже не помнят. В отличие от матери. Вкус черничного пирога, сала и бесконечного отчаяния Евгения Алексеевна помнит до сих пор. И панически боится возвращения тех времен. Впрочем, самое страшное уже позади. Широкомасштабная работа над ошибками, которая прошла на государственном уровне, в корне изменила подход к образованию. И если раньше речь шла о его выживании, то теперь только о дальнейшем развитии. В этом уверена ректор Псковского областного института повышения квалификации работников образования Людмила Фомичева, с которой беседует корреспондент «Псковской провинции».
- 90-е годы многие называют «лихими», и это касается практически всех сфер жизни. А какие ассоциации с тем временем у вас?
- Говоря о социальной стороне вопроса, так и хочется воскликнуть словами Некрасова «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». Мои коллеги подчас работали в экстремальных условиях. Зарплату не платили по нескольку месяцев, или выдавали ее одеждой, обувью, в лучшем случае продуктами. Были отменены бесплатные учебники, устаревала мебель и техника, почти перестали ремонтироваться школы. Средств не хватало даже на «косметику», не то что на капитальный ремонт. Полноценно накормить детей было проблемой: в деревнях выручало школьное подсобное хозяйство, в городе же повара довольствовались порошковыми концентратами, от одного вида которых пропадал аппетит. Закрывались предприятия, а вместе с ними и ведомственные детские сады. И в эти трудные годы никто из учителей не сказал, что не пойдет на работу, потому что мало платят. Мои коллеги не сидели с касками на Васильевском спуске в Москве, как шахтеры, не перекрывали дороги. Хотя им тоже надо было содержать семьи. Более того, когда учителя приходили в класс к не очень сытым детям, им надо было вести себя достойно, то есть ни при каких обстоятельствах не погружать детей в бездну отчаяния и безысходности. В 90-е именно школа стала островком устойчивости, незыблемости и насыщенной интеллектуальной жизни. Одним словом, роль учителей в поддержке социального равновесия трудно переоценить.
- Как утверждают эксперты, образование оказалось единственной сферой, которая в трудные времена не только выстояла, но и прочно укрепила свои позиции. За счет чего это удалось?
- Пожалуй, учителей удержало в школе чувство долга и ответственности перед своими учениками. Ушли, конечно же, многие педагоги. Но сказать, что ушли лучшие, я не могу. Да и в псковском пединституте готовили хороших специалистов, имеющих право преподавания нескольких предметов. Кроме того, систему образования спас здоровый консерватизм и вместе с тем привычка откликаться на все новое. Тогда в стране появилось движение педагогов-новаторов, исповедовавших идею «свободная школа для свободного человека». Псковская область активно подхватила начинание коллег. Только в нашем институте в 1991 - 1998 годах прошли восемь конференций по инновационной деятельности, задавшие тон работе практических педагогов. В это время по всей области стали появляться лицеи и гимназии. Это означало другой профессиональный уровень и требования к результатам. Поэтому когда начался эксперимент по единому государственному экзамену, нам было на что опереться. Мы знали, какие учителя лучшие, и у кого можно перенять опыт. В итоге первые результаты ЕГЭ в Псковском регионе оказались намного лучше среднероссийких показателей. Ко времени массового введения единого государственного экзамена в области уже был накоплен солидный опыт и выработано «золотое правило»: учитель, готовящий к ЕГЭ, должен пройти повышение квалификации.
- То, что российское образование в последние годы изменилось до неузнаваемости, факт для многих очевидный. Считаете ли вы, что эти перемены к лучшему?
- Я в этом уверена. Чем прогрессивнее страна, тем больше сил и средств она вкладывает в развитие школы. Руководители государства это поняли, приняли за основу и стали действовать. В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект «Образование», существенно повлиявший на разворот внимания к школе. И дело не только в том, что 186 учителей в Псковской области имеют президентский грант, а более 40 школ получили по миллиону рублей. Нам показали образец того, как надо действовать. То есть, как работать учителю и что иметь за плечами, чтобы заслужить такое высокое общественное признание. Обязательным условием «нового времени» стало владение информационными технологиями. Теперь - это норма для каждого учителя. Огромные федеральные средства, затраченные на компьютеризацию школ и подключение их к интернету, это только первый шаг на пути к новому образованию. С 2006 по 2008 год институт повышения квалификации выиграл грант Национального фонда подготовки кадров, благодаря которому более пяти тысяч учителей области овладели информационными технологиями на уровне проектной деятельности. Более того, появилась возможность дистанционного обучения, которое в отличие от очного не такое затратное по финансам и времени. Когда стали хорошо развиваться школы, мы смогли в 43 лучших образовательных учреждениях области открыть сетевые центры повышения квалификации. Обучение учителей в них происходит непосредственно в инновационной среде и максимально приближено к рабочему месту учителя. Сегодня они работают в шести образовательных округах области.
- Введение новых государственных образовательных стандартов вызвало большой общественный резонанс, причем далеко не все оценки были позитивными. В чем суть нововведения, и действительно ли оно так жизненно необходимо российским школьникам?
- Раньше стандарт в большей мере касался учебной деятельности и непосредственно учителя, который за все отвечал. Впервые за долгие годы к школе предъявлены совершенно иные требования. Три компонента современного госстандарта звучат, почти как заклинание: 1) условие, 2) содержание, 3) результат. На первый пункт мало кто обращал внимание. Школа нового века должна иметь достойные условия для обучения и развитую инфраструктуру - транспорт для подвоза детей, наличие современного оборудования, мебели, спортивный зал, оснащенность учебниками и учебными пособиями. Новые стандарты - это еще и полноценное горячее питание. Сегодня в Псковской области более 90 процентов школ отвечают этому требованию. В числе обязательных критериев готовности школы к введению Федерального государственного образовательного стандарта - наличие средств для внеурочной деятельности и развития способностей ребенка. Что касается содержания образования, то это пересмотренные программы, тщательно отобранные учебники и подготовленные учителя.
- Звучит заманчиво. А когда школьники Псковской области начнут учиться по-новому?
- В этом учебном году все первые классы перешли на новый стандарт, а учителя и завучи накануне прошли специальные курсы повышения квалификации в областных сетевых центрах. Подготовились школы и к внеурочной деятельности, которая обязательно должна быть продолжена после уроков. О каких либо результатах говорить пока рано - прошло всего полгода. Но уже сейчас известно, каким, с точки зрения разработчиков стандартов, должен быть выпускник новой школы. В числе его достоинств: владение универсальными учебными действиями, умение оперативно и эффективно применять свои знания на практике.
- В новых образовательных стандартах родителей будущих и нынешних учеников волнуют три момента: ограниченный перечень основных предметов, возможность в будущем платного образования и страшное слово «мониторинг». Оправданы ли их опасения?
- Это типичные заблуждения, и возникают они от недостатка информации. Разработчики говорили о четырех предметах, которые дети будут изучать в обязательном порядке, независимо от профиля их дальнейшего обучения. Речь идет об ОБЖ, физкультуре, математике и истории России. И такой подход вполне оправдан. Каждый ребенок должен быть здоров, уметь себя вести в экстремальных ситуациях (а в идеале в них не попадать), знать историю своей родины и уметь логически мыслить. Но это не значит, что он не будет изучать других предметов, и тем более за них платить. Общее образование, которое в нашей стране длится с 1 по 11 класс, было, есть и останется бесплатным. Платить придется за дополнительные образовательные услуги, для удобства предоставляемые в родной школе. Например, за 2-й или 3-й иностранный язык, или за секцию тенниса. Что же касается мониторинга, о котором с ужасом говорят учителя, дети и их родители, то это и вовсе не повод для переживаний. Особенно если провести его грамотно, никого не запугивая. Чем меньше мониторинг будет напоминать процедуру госэкзамена, тем лучше. Но это уже дело профессионализма организаторов.
- Сейчас государство вкладывает астрономические суммы в образование. Не означает ли это, что оно просто реабилитируется за вынужденный «простой»?
- Я уверена, что речь идет не о моральной компенсации, а о продуманной политике. То, что сегодня образование - это национальный приоритет, вовсе не пустые слова. И не надо быть экспертом в этой области, чтобы понимать - государственные деньги вкладываются не для латания старых дыр, а ради развития и перспективы.
Ульяна МИХАЙЛОВА
umi@province-pskov.ru