Мэтр советского реализма признался, что не умеет говорить на публику, поскольку всю жизнь молчит перед своими холстами, и тут же не на шутку разговорился. За его стариковским брюзжанием скрывалось тонкое чувство юмора и тревога за происходящее в стране. «Спасибо директору музея за то, что она сказала вступительное слово. А то я всегда боюсь выступать первым. Потому что не знаю, как обращаться к аудитории. Товарищи - уже не современно. Судари - так и не прижилось. Друзья - так я большинство из вас вижу впервые. Господа? Какие же вы господа? («Мы не господа», - услышал он ответ со всех сторон.)» Досталось по ходу дела от старичка-ворчуна и первым лицам государства - за то, что предали живопись забвению. И Церетели, Глазунову, Шилову – удачливым коммерсантам. И прочим… Выяснилось, что Петра Павловича можно считать нашим в доску – скобарем. Каждое лето на протяжении полувека он приезжает на псковскую землю – на острове Залита у него прикуплен домишко. И в Старом Изборске частый гость.
- Я узнал от чиновников, что флигелю дома Анисимова по улице Печорской, они уготовили участь хранилища музейных запасников. Получается, такие огромные деньги выделили на постройку склада? В ответ на это я проявил самодеятельность, предложив расписать флигель, превратив купеческий дом в духовно – нравственный центр. Не смог я остаться в стороне от президентского указа о праздновании Изборска и по другой причине. Всю жизнь мечтал, что-нибудь расписать. Я очень люблю иконопись и стенопись. А что можно было расписать в советское время? Религия-то находилась под запретом. Поэтому приходилось заниматься станковой живописью… Роспись Изборской палаты станет прекрасным завершением моего поприща, как художника. Когда идею поддержали, передо мной встал вопрос – кого писать из персоналий? Рюрика, Олега, Трувора, Довмонта, Невского? Я остановился на княгине Ольге – привнесший на псковскую землю православную религию и заложившей на Руси основы государственности. А также, гений русской словесности - Пушкине.
По замыслу художника в центре зала разместится крестообразная подставка, выполненная по его эскизам. На ней будут лежать фрагменты из текстов Валентина Курбатова. Благодаря этому живопись Оссовского, как немое искусство, воссоединится со словом, легче всего, пробивающим человеческую душу. Как заметил мэтр, ничего нового он не придумал. На Руси - иконы и летописи долгое время оставались единственными сильнейшими философскими источниками воздействия на людей, утверждавших незыблемость и целостность веры и основ государственности. На одной из стен зрителям предстанет княгиня Ольга, в момент ее видения в небе трех лучей над Довмонтовой кручей. На боковых росписях - старец Николай Гурьянов и молящаяся женщина. На другой стене в центре будет изображена композиция Благовест, со звонящим в колокол монахом. По бокам - мужчина и женщина, как носители православной веры. При входе в палату на иконостасной стене палаты предполагается написать дорогу к храму, как символ возвращения на нашу землю веры, после многолетних гонений на нее.

В следующем зале зрители увидят современные ландшафты и изображения людей исторических профессий - кузнецов и рыбаков. А также посвящение псковской иконе. Мощные и яркие закаты, восполнят недостаток цветовой палитры псковской земли.
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru