
Тысячи туристов, которые добросовестно внесли деньги за свой отдых, не смогли вылететь на родину и даже выехать из отеля, не оплатив вторично билеты и стоимость проживания. Может ли российский турист обезопасить себя от подобной ситуации еще до выезда за рубеж? Попробуем разобраться.
Звоним в одно из известных в Пскове туристических агентств. Здесь нам объясняют, что туристы, как правило, пользуются двумя видами страховок: медицинской и страховкой от невыезда. Размер зависит от стоимости тура и его продолжительности. Просим назвать хотя бы ориентировочные цены. Ответ: медицинская страховка - 44 цента (примерно 13 рублей) в сутки, страховка от невыезда - порядка одной-двух тысяч. Многие туроператоры включают страхование в стоимость тура. Экспресс-опрос нескольких путешественников показал, что туристы, как правило, выбирают самые дешевые виды страховок, надеясь, что ничего сверхординарного в поездке не случится, а следовательно, зачем понапрасну деньги тратить?
Стандартная медицинская страховка защищает туриста от расходов, вызванных неожиданным заболеванием, и включает в себя оплату услуг экстренной медицинской помощи: работу врачей, госпитализацию, приобретение медицинских препаратов и т.п. В случае необходимости страховая компания оплачивает доставку клиента на родину после выписки из больницы. Страхование от несчастного случая может быть включено в медицинскую страховку или выступать как отдельная программа. Опытные менеджеры в турагентствах советуют еще до поездки внимательно изучить все положения медицинской страховки и уточнить, где, когда и как вы сможете получить компенсацию при возникновении страхового случая и надо ли везти с собой дополнительную сумму денег. Дело в том, что в ряде случаев договор страхования предусматривает оплату медицинских услуг из собственного кошелька с последующей компенсацией уже после возвращения домой.
Страхование от невыезда подразумевает выплату страховой суммы туристу, если он не смог отправиться в поездку из-за отказа в выдаче визы или иного форс-мажорного обстоятельства, не зависящего от воли страхуемого (травма, внезапная болезнь, пожар с ущербом имущества и т.д.). Изучая вопрос, мы узнали, что существуют еще и такие программы как страхование багажа и страхование гражданской ответственности. Последнее предусматривает оказание помощи туристу в случае, если он окажется вовлеченным в судебное разбирательство на территории иностранного государства и по решению суда будет нести гражданскую ответственность. Участники экспресс-опроса об этих видах не упоминали. Ответ же на вопрос, можно ли туристу застраховаться от ситуации, аналогичной той, что произошла с туристами «Ланта-тур», оказался отрицательным, так как здесь законодательством предусмотрен другой вид страхования – страхование ответственности самого туроператора перед клиентом.
Что же можно предпринять самостоятельно? Руководитель упомянутого в начале турагентства посоветовал пользоваться услугами менеджеров, работающих на туристическом рынке, то есть по сути тех же турагентств. На примере своего подразделения он объяснил, что в головном офисе в Москве есть специальная служба, которая занимается анализом ситуации на туристическом рынке и рассылает в свои филиалы письма с рекомендациями, каким туроператорам следует в данный момент времени отдавать предпочтение, а от работы с какими лучше воздержаться. Если же турист хочет сэкономить, и самостоятельно, исключая посредника в виде турагентства, заняться организацией своего отдыха, ему также нужно сначала заняться анализом. И здесь следует обратить внимание на размер страхового покрытия компании и количество стран, поездки в которые она предлагает. Наш собеседник привел примеры. По его словам, одна фирма разрастается, предлагая поездки в девять стран, а страховое покрытие не увеличивается. То есть в ситуации с приостановкой деятельности компенсацию получат только те клиенты, которые обратились первыми. Другая компания организует поездки только в четыре страны, и размер ее страхового покрытия позволяет говорить о надежности путешествия с этим оператором.
Еще один наш собеседник - представитель туристического бизнеса, развивая тему, объяснил, что туроператор, выходя на новое направление, то есть, осваивая путешествия в новой стране, демпингует: продает туры ниже себестоимости, надеясь компенсировать убытки за счет роста продаж туров в другие страны. Такая схема срабатывает далеко не всегда. В итоге деньгами «новых» туристов компании расплачиваются по долгам «старых». Если не хватает даже этих денег - берут кредиты. Именно это и произошло с компанией «Ланта-тур», когда банк отказался предоставить ей кредит.
Сейчас высказываются предложения законодательно увеличить максимальную сумму страхования ответственности туроператора и увязать размер финансового обеспечения туроператора с его оборотом. Туристам же остается внимательно изучать Интернет, либо довериться аналитикам из турагентств. Как говорится, спасение утопающих - дело их собственных рук.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru
В ТЕМУ
Владимир Николаев, главный специалист отдела розничного страхования Псковского филиала открытого страхового акционерного общества:
- В случае с компанией «Ланта-тур вояж» нужно говорить о таком виде страхования как страхование финансовой ответственности туроператора перед клиентом. Предусмотрен максимальный размер страхового полиса - 100 миллионов рублей. В центральный московский офис страховой компании, которую я представляю в Пскове, подали заявления на страховые выплаты более 2,6 тысячи туристов, пострадавших в результате приостановки деятельности туроператора «Ланта-тур вояж». В Псковский филиал обратился один клиент. Мы переслали документы в головной офис, откуда поступила информация, что выплаты туристам, обязательства перед которыми оказались невыполненными, начнутся в марте. На-чальник управления страховой ответственности компании Дмитрий Мелехин в комментарии «Интерфаксу» сообщил, что «на данный момент общей суммы фингарантий, которые туроператор имеет в страховой компании в размере 100 млн. рублей, хватает на всех заявителей. Если число пострадавших увеличится, то страхового покрытия может не хватить. И тогда выплаты будут осуществляться пропорционально, то есть каждому пострадавшему будет выплачена одна и та же доля от стоимости его тура». Каких-либо индивидуальных страховок для туристов, не желающих повторить ситуацию с «Ланта-тур вояж» законодательством не предусмотрено.