
- Расписались мы 7 апреля 1957 года в Ленинграде - рассказывает Яков Аркадьевич, - в ЗАГСе Петроградского района. Был дождь, и мы со своими приятелями-студентами ехали на трамвае к подруге Евы, чтобы отметить событие.
- Мы с ней заранее все приготовили, - добавляет Ева Яковлевна, - а свадьба была 1 мая в Невеле, где жили мои родители.
Познакомились Ева и Яков тоже в Невеле, хотя оба в то время учились в Ленинграде: Яков получал специальность механика холодильных установок в школе мастеров мясной промышленности, Ева училась на фельдшерском отделении медицинского училища. Мама Якова тогда работала в Невеле. Он приехал на каникулы, вечером пошел на танцплощадку и там познакомился с девушкой из Витебска, студенткой театрального вуза.
- Оркестр заиграл танго, и я пошел приглашать ее, - рассказывает Яков Аркадьевич, - дошел до середины площадки, и увидел, что она уже идет с кем-то танцевать. Ну, не поворачивать же обратно, надо пригласить кого-нибудь! И тут прямо передо мной возникла девушка в плащике. Мы потанцевали, потом я пошел ее провожать… И так и остался с ней рядом на всю жизнь.
Ухаживал два года. Благодаря Еве порвал с сомнительной компанией: водить девушку туда ему представлялось немыслимым - до такой степени она была неиспорченной. А после женитьбы и окончания учебы открылись совсем иные перспективы. Специальность у Якова оказалась востребованной, и пришлось ему поездить по разным городам, куда направляло начальство. А Ева, как и положено жене, ехала вместе с мужем. И везде умела создать уют. В Бежецке Тверской области из всей мебели в комнате молодой семьи оказалась лишь односпальная железная кровать и большой цветок в горшке. Ева положила чемодан на чемодан - получилась тумбочка. Накрыла салфеткой, поставила вазочку - можно гостей принимать. Руководство ценило Якова как специалиста, всегда направляя на ответственные участки: на Великолукском мясокомбинате работал в должности главного механика, а когда началась реконструкция мясокомбината в Пскове, его назначили начальником компрессорного цеха - холодильника на сто тонн хранения. Во Франции тогда было закуплено шесть холодильных установок. Но импортная техника оказалась капризной - машины в России начали выходить из строя. Псковские специалисты стали скрупулезно изучать документацию и нашли причину: французские машины не хотели работать на нашем масле. Яков Железняков ездил в Москву, в институт холодильной промышленности, на завод «Компрессор», однако найти масла с требуемыми характеристиками не удалось: в Советском Союзе его просто не выпускали. Тогда он договорился с лабораторией Псковского машиностроительного завода, и там опытным путем было создано масло нужного состава. А когда на Первом молочном заводе в Ленинграде произошел взрыв аналогичной машины, Якова направили восстанавливать и эту технику. После двухмесячной командировки он вернулся домой с деньгами и подарками. Казалось бы, карьера теперь будет устойчиво развиваться в одном направлении, но Яков Железняков вдруг сменил профиль и ушел в строительную сферу. Строил первую очередь завода зубчатых колес, первую и вторую очереди завода ТЭСО, первую очередь птицефабрики в Писковичах, жилые дома. В 2002 году он получил звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Ева все эти годы работала в клинико-биохимической лаборатории Псковской городской больницы.
В семье Железняковых двое сыновей - Илья и Аркадий. Интересно, что оба стали строителями, а внучка учится на архитектора. Сейчас она на стажировке в Германии, так что можно говорить о династии. Яков Аркадьевич уверен, что ни общество, ни школа, ни какие-либо другие организации не способны в достаточной мере повлиять на человека, если нет соответствующего воспитания в семье. Он считает, что был строг с сыновьями, но в то же время, погорячившись, мог затем подойти к мальчику и извиниться: «Сынок, я был неправ». После мелких семейных ссор (а крупных супруги Железняковы не вспомнили ни одной) Яков первым приходил к жене и просил прощения. Часто ли покупает жене цветы? Как-то не задумывался. Но в цветочном магазине на Октябрьском проспекте его хорошо знают.
Комнатное цветоводство - одно из увлечений Евы Яковлевны, как и кулинария. А несколько лет назад на кухне появился еще один повар. Яков Аркадьевич, на пенсии освоил компьютер и начал искать в Интернете… кулинарные рецепты: тыквенный суп, запеченные куриные грудки, салат «Подсолнух» - о своих фирменных блюдах он готов говорить долго и с удовольствием. Впрочем, как и о книгах Бориса Акунина - одного из своих любимых писателей. И о своей жене…
- Мои дети выросли умными, работоспособными, честными людьми, - говорит Яков Аркадьевич. - И во многом благодаря тому, что видели наши с мамой отношения. Я каждое утро говорю «спасибо» судьбе за то, что послала мне такую жену, и каждый вечер семь раз целую ее на ночь. Я по сто раз в день говорю жене: «Я тебя люблю». Она отвечает: «Когда ты мальчишкой перестанешь быть?». «Никогда». Я вижу, что наши дети - и Илья с Мариной, и Аркадий с Татьяной - также любят друг друга.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru
Фото автора и из семейного архива Железняковых.
Здорово! По больше бы таких энергичных людей!!!
Привет,спасибо за пересылку статьи.Передайте поздравления Якову Аркадиевичу и матушке Еве с такой замечательной и редкостной датой, от души наши наилучшие пожелания.Извините за запоздалое поздравление,только сегодня открыла почту.Рита,Саша
Р.S.В категории оценки статьи ошибка-наша оценка шесть звездочек
Наконец-то я нашёл тебя, мой родственничек,но ни телефона ни адреса не знаю.Всё,что есть,все данные старые.2года назад нашёл телефон твоей сестры,но она дала телефон,по которому я тебя не нашёл.Если ты прочёл этот коммент,прищли свои данныё по емайл: mermans@mail.ru и я с тобой свяжусь
Прекрасная семья, образец для подражания в стремлении жить в согласии и любви долгие - долгие годы! Пусть с опозданием, но хочется пожелать вам здоровья и долголетия!