
На свадьбу, где я оказалась в числе приглашенных, съехались двести гостей. Но жениху и невесте Армену Дапелян и Амалии Даниелян и двух сотен гостей, кажется, мало.
Армянская свадьба имеет некоторые сходства с традиционной русской, но при этом достаточно сильно отличается. Так, например, начинается праздничное действо с выкупа. Братья невесты преграждают свите жениха дорогу и просят кавора - «главнокомандующего» свадьбы, как следует раскошелиться. Кавор и каворкин - супружеская пара из числа близких друзей, так называют посаженных родителей, впоследствии становящихся крестными детей. Быть кавором не только очень почетно, но и затратно. По армянским традициям платье и аксессуары армянской невесте приносят представители свиты будущего мужа, и облачение невесты в свадебный наряд - целый обряд, сопровождающийся особой песней. Обязательный элемент обряда - воровство туфельки, которую возвращают тоже не бесплатно. Разорив каворкин на приличную сумму, младший брат, как на Золушку, надевает туфельку на невесту-сестренку.
Свадебная процессия движется в сторону ЗАГСа. «Как настроение?» - улыбаемся пока еще жениху. «Отлично!» - подмигивает довольный Армен. Процедура росписи стандартна. Удивило лишь «поздравление» молодоженами друг друга: очень нежно и ласково молодой муж поцеловал Амалию … в щеку! Хотя, пожалуй, это удивило лишь нас: армяне одобрительно хлопали и щелкали вспышками фотоаппаратов. Никаких криков «Горько!» и публичных поцелуев не было и на праздничном застолье.
- У нас не принято выражать чувства напоказ. В отношениях должна быть атмосфера интимности и тайны, а о какой тайне может идти речь, если молодожены целуются перед всеми гостями, - замечает «hарснакур» (то есть, свидетельница) и по совместительству сестра невесты Роза Сарибекян.
Не было на празднестве и любимых нашими массовиками-затейниками конкурсов. Хотя, думаем, это не столько специфика армянской, сколько просто большой свадьбы. Наряду с веселым тамадой, развлекали гостей творческие коллективы: циркачи, кавказские (и не только) танцы, живая музыка и даже настоящий цыганский табор… Какая уж тут конкурсная программа. Зажигательное выступление цыганского театра «Ромэн» заставило вскочить со стульев абсолютно всех гостей. Хотя, честно говоря, и заставлять никого не пришлось - армяне обожают танцевать и делают это мастерски, с огоньком, задором и невероятным удовольствием.
«Шашлык в студию!» - вероятно, представив себя Якубовичем, объявил тамада, и процессия официантов, приплясывая под звуки национальных мелодий, чинно внесла культовое блюдо армян. «Пир на весь мир» - это про армянское застолье. Столы буквально ломились от национальных блюд: долмы, хачапури, рыбных кчучей, фаршированных баклажанов, харчо и др. Внимательные соседи постоянно советовали: «Попробуйте это, очень вкусно!» и всегда оказывались правы. Не существует армянской кухни и без лаваша. Однако на свадьбе он использовался не только на праздничном столе.
Молодоженов мамы встречали не караваем, а медом. «По ложечке дочке и сыну для сладкой жизни!» - комментирует Тамара Даниелян, мама невесты и вместе со сватьей Эммой Дапелян кидает на плечи детей лаваш - символ изобилия. Был во встрече родителей и традиционный для нас момент - разбивание тарелочек.
- Вообще все это действо должно было происходить у Армена дома. Но было бы очень долго ехать туда, потом возвращаться в ресторан, поэтому традицию решили несколько сместить, - чуть позже объяснила нам сама невеста. Во время общего веселья она сидела за столом. Как оказалось, очередная традиция: невеста не должна танцевать до тех пор, пока кавор не пригласит ее. Зная любовь Амалии к танцам, посаженный отец не стал томить девушку долгим и мучительным ожиданием, и невеста «поплыла». Образ танцующей армянки восхищает скромностью и грациозностью: в отличие от мужчин, буквально «скачущих» по залу, девушки танцуют руками, плавно рисуя замысловатые линии. Но руки невесты не должны пустовать: восхищенные и завороженные танцем гости кладут в ладошки или бросают под ноги «шабаш», символ материального достатка. Впрочем, «шабаш» Амалии сложно было назвать чисто символическим…
Радушие и широта души армян проявляется еще в одной традиции. Как и на русской свадьбе, незамужние подружки невесты выстраиваются в ряд и старательно ловят цветочного «летчика» - всем известно, чей букет - той и наденут в скором времени колечко на соответствующий пальчик. Но на наших свадьбах обычно тем и заканчивается: счастливая обладательница букета невесты с удовольствием позирует фотографу, а остальные девушки горячо обсуждают, что счастье было так близко. Здесь же памятный сувенир достается всем холостым гостям. Таросик - красиво выраженная благодарность, знак признательности и некий символ брачного союза. Это слово переводится как «передать»: считается, что жених с невестой, раздавая маленькие подарочки неженатым и незамужним друзьям, с соответствующим намеком передают им часть своей любви и своего счастья. Когда сияющий Армен раздавал молодым людям изящно оформленные бутылочки армянского коньяка, Амалия надела мне на руку симпатичный браслет и с заговорщическим видом вложила в ладошку конфету: «Положишь под подушку, ночью суженый-ряженый приснится!».
Но, кажется, суженого я проглядела. Потому что всю ночь танцевала! Кстати, настоящая армянская свадьба никогда не ограничивается одним днем, гуляние продолжается и несколько дней спустя. Вот и сейчас, на страницах этой статьи оно ожило и закружилось вновь.
Наталия ИГНАТЕНКО
nata@province-pskov.ru.
Фото автора.
харчо?