
Случись с ним такое несчастье, и в деревне Быстрецово Псковского района никогда не было бы земской начальной школы и роскошного парка с редкими породами деревьев, а земля, возможно, никогда не начала бы плодоносить. Однако во время восстания декабристов Назимов проводил отпуск на Псковщине, в одном из родовых имений. Именно это обстоятельство спасло ему жизнь…
Уроженец села Горончарово (сейчас это Палкинский район) был сыном островского предводителя дворянства Александра Назимова и Марфы в девичестве Шишковой. Заведующей быстрецовской библиотекой Наталье Александровой в разговоре со старожилами удалось выяснить, что раньше крестьяне называли барыню Шишихой. Скорее всего, это и была мать декабриста Михаила Александровича Назимова. Кстати, церковь Успения с Полонища, которая находится на улице Георгиевской в Пскове, была построена в 1811 году Анной Лукиничной Шишковой, бабушкой Михаила. Так что любовь к благотворительности была заложена в нем на генетическом уровне. Все дети дворян в то время получали престижное образование в столице, вот и наш герой не стал исключением. Он воспитывался в частном общеобразовательном институте протоиерея Каменского, где студенты осваивали сложнейшую лицейскую программу.
Военную карьеру начал в 1816 году и уже на следующий год был произведен в прапорщики. В армии Назимов продержался девять лет и подал в отставку. Официальным поводом послужило ухудшение здоровья, но на самом деле свободолюбивый, имеющий прогрессивные взгляды Михаил больше не намерен был терпеть крутые нравы.
Судьбоносным событием в жизни Назимова стало его знакомство с Рылеевым и дружба с полковником Тарутинского полка Михаилом Нарышкиным. Именно под их влиянием он попадает в тайное Северное общество, становится активным его членом и наряду с другими активистами готовит план восстания. Однако, как уже говорилось выше, 14 декабря на Сенатской площади его не было. Поскольку имя Назимова звучало в показаниях Рылеева, он был арестован и допрошен, но, за неимением доказательств, отпущен на свободу. Через несколько недель уголовное дело декабриста получило новый ход, и он был помещен в Петропавловскую крепость. Верховный уголовный суд отнес Назимова к VIII разряду осужденных и приговорил его к лишению чинов, дворянства и к ссылке в Сибирь на вечное поселение. И только по случаю коронации императора 22 августа 1826 года срок ссылки в Сибирь для Назимова был сокращен до 20 лет.
Первоначально декабрист был направлен в Верхнеколымск Якутской области, затем в город Витим Иркутской губернии, а после этого - в Курган Тобольской губернии. В июне 1837 года Назимов назначается рядовым в Кабардинский егерский полк отдельного Кавказского корпуса и отличился в боях с горцами.
23 июня 1846 года Назимов был уволен в отставку «с производством в поручики». Путь в столицу ему был закрыт. Поэтому после ссылки декабрист решает обосноваться на родине, в селе Быстрецово. Судьба сполна отблагодарила Назимова за доброту и терпение. В возрасте 46 лет он женится на тридцатилетней Варваре Подкользиной - сестре жены его старинного друга и соратника Михаила Пущина. Современники утверждают, что этот брак оказался счастливым. У Назимова словно открылось второе дыхание, и он с удвоенной силой принялся за усовершенствование своего гнездышка. «…Грунт земли во всем имении самый нехлебородный», - так оценивал хозяин первоначальное положение дел. Но Назимову удалось невозможное. За несколько лет под его «чутким руководством» Быстрецово становится образцовым хозяйством. Не забывает Назимов и о благотворительности, открыв на собственные деньги земское училище.
- Как стало известно из рассказов старожилов, усадебный дом и большинство хозяйственных построек, стоявших на высоком берегу Черехи, сгорели во время Великой Отечественной войны, - говорит заведующая местной библиотекой Наталья Александрова. - Сейчас о прошлом усадьбы напоминают лишь остатки аллей. Уцелели три кедра, старинные липы и дубы, которым больше двухсот лет. По преданию, посадки аллей производились под руководством Назимова и им самим. Причем, парк был большим. Около 6 гектаров, с прудами, ручьями, горбатыми мостиками, беседками, был окружен невысоким земляным валом, частично сохранившимся и сейчас. Есть и два пруда. Между собой их связывал мостик, а в центре одного из прудов, на островке, еще в 20-е годы прошлого века, стояла беседка. Наиболее ценные породы деревьев во время войны были вырублены. В 1996 году решением Псковского областного Собрания депутатов старинный усадебный парк в деревне Быстрецово объявлен памятником садово-паркового искусства. К сожалению, решение это было принято только на бумаге, и никакими действиями (в том числе и финансовыми) не подкреплялось. Сейчас огромная заповедная территория находится в запустении. Местные жители гоняют через парковые дорожки скот, ездят на тракторах, строят баньки... А жаль, могло быть прекрасное место для отдыха, как и восстановленный недавно парк в деревне Зубово.
В 1865 году любимая Варвара умирает, оставляя Назимова в отчаянии и одиночестве. Он больше не может жить в Быстрецове, где все напоминает о любимой жене. Вскоре хозяин продает имение за 40 тысяч рублей Николаю Фан-дер-Флиту. Сам Назимов скончался 9 августа 1888 года, пережив почти всех своих товарищей-декабристов. Похоронен он был на Дмитровском кладбище в Пскове рядом со своей женой... О том, что стало с деревней Быстрецово при новом хозяине, читайте в следующем номере «Псковской провинции».
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Михаила Александровича Николай 1 не казнил бы, даже если он и не был в отпуске и не продавал своих лошадей. М.А. служил в лейб-гвардии конно-пионерном эскадроне (как и его друг Михаил Пущин). шефом эскадрона был будущий царь Николай1. он лично подбирал офицеров в свою подшефную часть. К Назимову Николай питал очень глубокое уважение. Есть версия, что именно его он намечал одним извоспитателей своего сына Александра. Но это Назимову не помогло.И хотя (по свидетельству его друзей-декабристов он был менее других виноват). Николай наказал его строже остальных (из-за разочарования в человеке. В ссылку он был отправлен дальше всех, с Кавказа вернулся позже всех. А воспитателем Александра спустя годы стал двоюродный брат- Влидимир Иванович, который организовал вместе с Жуковским встречу Александра и Михаила Александровича в Кургане во время знаменитой поездки наследника по России.