КИШКА ТОНКА?
Анна: - Вы бы лучше не за копателями охотились, оставляющими за собой маленькие ямки, а за теми, кто сносит «памятники» бульдозерами и строит на их местах дорогие особняки, коттеджи. Таких случаев в сотни раз больше. Только здесь у вас кишка тонка.
Евгения: - Вы видели, какие дворцы возводят на побережьях псковских озер и рек, где явно были древние поселения? Что же вы молчите по поводу нарушения в этих местах культурного слоя? Не требуете снесения строений? Если вас послушать, то нужно сносить и жилые дома Пскова, так как там под ними тоже культурный слой, и на этом месте делать большой «санкционированный» археологический раскоп. А строителей этих домов привлечь к ответственности как злостных разрушителей археологических памятников. Фигней вы занимаетесь.
Артур: - Господа археологи, а не тонка кишка указать, где, кто и какой конкретно памятник снесли при строительстве? На каком кладбище, кто себе виллу отгрохал?
Виктор: - Кто именно и где себе виллы отстраивает, известно и археологам, и правоохранителям. Только они пытаются отлавливать копателей ямок. Это проще. И видимость работы создаётся.
Алена: - Пусть эти правдоискатели от археологии съездят в урочище Слепино, где строится гольфклуб. Там культурный слой снят бульдозером. Обливаемые грязью «черные копатели» прямо из-под бульдозера выхватывали монеты и крестики, чтобы потом почистить их и сохранить. Пусть в частных коллекциях....
ЧУДЕСА, ДА И ТОЛЬКО…
Псковский район, д. Северик. Владелец земельного участка сделал вертикальную планировку, срыв часть кургана, возвышавшуюся над землей. Проводилось разбирательство, которое ничем не закончилось, хотя прошло четыре года. Участок в настоящее время остается неосвоенным.
Куньинский район, д. Наумово. На частной земле оказались… городище раннего железного века - единственный в районе памятник археологии федерального значения, находящийся в федеральной собственности, а также две стоянки эпохи неолита (3 - 2 тысячелетие до н. э.), выявленные экспедицией Эрмитажа. Ее владелец по краю поставил «симпатичный» трехметровый забор, которым частично нарушил склон городища. Прошло несколько лет, а органы правопорядка и прокуратуры так и не дали этому случаю правовой оценки. Сегодня на этой территории затишье. Владелец не против проведения раскопок, но свои деньги вкладывать отказывается.
Печорский район, д. Печки - Большие Калки. Средневековый грунтовый могильник 14 - 16 века с каменными крестами частично оказался на участке, выделенном под коттеджное строительство. Третий или четвертый его владелец также получил документы на право собственности без всяких обременений. На могильнике он сделал вертикальную планировку - сравнял бульдозером территорию, построил поблизости дом. В настоящее время владелец ничего не предпринимает на участке - ждет, когда археологи за свой счет проведут раскопки. А средств на это пока нет.
Псковский район, д. Камно. В течение двух лет на месте культурного слоя посада городища Камно (пространство от городища до кладбища церкви Георгия в Камно) активно распахивается причтом церкви. Церковный староста и священники считают, что они должны располагать своим земляным наделом, хотя эти земли им не принадлежат. Там нет балластного слоя: средневековые культурные отложения конца первого тысячелетия н. э., а также 12 - 13 веков залегают под тонким слоем дерна. При этом в округе достаточно невостребованных полей за пределами объекта культурного наследия.
ТАЙНА ПОСВЯЩЕННЫХ
Как же избранные умудряются заполучить под застройку земельный участок в живописном месте несмотря на находящийся на нем охраняемый государством памятник археологии, да еще по-тихому избавиться от него? Это тайна, покрытая мраком. Если следовать закону, то любой земельный участок, подлежащий хозяйственному освоению, подлежит обязательной историко-культурной экспертизе, гарантирующей получение точной информации о наличии или отсутствии на нем объектов археологии. Лишь администрации Палкинского и Куньинского районов постоянно проводят ее. Остальные районы области редко прибегают к экспертизе. Но даже без нее местные жители обычно прекрасно осведомлены об археологических объектах в округе и при случае предупреждают новых соседей. На деле оказывается, что владелец участка ни о чем не догадывался… Вдобавок, он законно оформил его в частную собственность без каких-либо обременений. Поэтому вправе делать на своей земле, в рамках действующего законодательства, все, что заблагорассудится. Получается, виноват не добросовестный приобретатель или пользователь земли, а человек или структура, продавшая землю. Обычно это районные администрации. Однако доказать их вину с юридической точки зрения весьма затруднительно. В итоге крайним всегда пытаются сделать конкретное частное лицо. По закону, кто повредил памятник археологии, тот и оплачивает аварийные или охранные раскопки. Большая часть владельцев проблемных участков предпочитает раскошелиться, нежели подать в суд на районную администрацию ради компенсации своих убытков. Это наводит на некоторые размышления… Впрочем, иные, пуская археологов на частную землю, отказываются платить за археологические раскопки. И все заканчивается ничем… При этом областной комитет культуры администрации Псковской области перестал заключать с собственником земли охранные обязательства на памятник археологии, гарантирующие его сохранность…
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru
Фото Александра Михайлова.
В ТЕМУ
Александр МИХАЙЛОВ, начальник отдела полевых исследований камеральной обработки ГУК «Археологический центр Псковской области»:
- В Псковской области известно около 3500 памятников археологии, охватывающих диапазон от каменного века до позднего средневековья. У нас нет физической возможности отследить ситуацию на
всей территории области. Но я не могу согласиться, что случаев уничтожения археологических памятников из-за застройки жильем в сотни раз больше, как это утверждают читатели «Псковской провинции». Мы не располагаем такой информацией. По 2011 и первой половине этого года я вообще не могу назвать случаев, когда частная или коттеджная застройка потревожила археологические объекты. Они имели место в области три-четыре года назад. В этом году нами запланировано обследовать около 200 объектов археологического наследия на севере, юге и в центре области. Мониторинг начался. Наша инспекция по Псковскому и Гдовскому районам нарушений на памятниках не выявила. Поверьте, при наличии информации псковское археологическое сообщество сразу отреагирует, невзирая на звезды и регалии виновных. И чем быстрее до нас дойдет информация с места нарушения, тем быстрее последует реакция. Тому пример - обращение жителей деревни Лехово Невельского района. Благодаря им удалось сохранить курганную группу - могильник Девичьи горы - памятник федерального значения. В ходе строительства свиноводческих комплексов по нему должна была пройти дорога. А вот об урочище Слепино, о котором пишет в комментариях читатель, мне ничего не известно. Пусть назовет хотя бы район.