- Весной свадеб было мало, только вскоре после Пасхи. В мае уже начиналась работа на огородах. Летом тоже свадьбы бывали редко. Обычно их играли осенью, после уборки урожая. Весной, в основном, проходило сватовство.
Молодые обычно знакомились на кирмашах (праздничных или воскресных гуляниях - ред.). Потом договаривались, когда приедут сваты. К этому времени жених покупал платок. Свататься со стороны жениха приходило не меньше двенадцати человек: обязательно крестные отец и мать, старшие братья и родители. Когда они приходили, то никогда не говорили прямо: «Мы приехали свататься». Кто-то объяснял, что сбежал ягненок, шли по его следам, и следы довели до вашего дома. Кто-то рассказывал, что курица или петушок убежали. Или собака. Или ветер унес пучок соломы в вашу сторону. Были очень разные версии. С собой сваты приносили спиртное - козявину которое распивали совместно с родителями невесты. Жених дарил девушке платок. Если она принимала платок, значит, была согласна выйти за него замуж. Если платок не приняла, значит, свадьбе не бывать. В случае согласия девушка должна была одаривать сторону жениха поясами и варежками. Женатым и замужним она дарила пояса. Тем, кто еще не женат и не замужем -варежки. Свататься можно было и за полгода, и за три месяца.
После отъезда сватов кровать девушки ставили поближе к входным дверям. Это означало, что девушка готова выйти замуж. К этому времени у будущей невесты было собрано приданое. Отец девушки заказывал или сам делал стол. Потому что в дом мужа она приезжала со своим сундуком с приданым и столом, родня жениха готовила для новой семьи кровать и скамьи. В приданое входило все, что девушка ткала и вязала: тюль, шторы, скатерти, одежду (сарафаны, мужские рубашки, пояса), постельные принадлежности, в том числе шерстяные тканые одеяла. Для холодов делали теплые одеяла: валяли овечью шерсть и простегивали вместе с тканой шерстяной основой. Перины не было, спали на соломенном матрасе.
- В каком возрасте девушки обычно выходили замуж?
- В основном от 18 до 25 лет. Бывало, и в 16 - 17. А если в 25 лет не вышла, то она уже считалась старой девой. Потом они не выходили замуж за молодых мужчин, а преимущественно - за вдовцов. Бабушка говорила, что если в семье было много девочек, то «старыми девами» старшие могли стать и в 22 - 23 года, если младшая сестра 18 - 19 лет уже вышла замуж.
- А случалось, что к младшей сватались раньше?
- Случалось. Я даже знаю такой случай. Это было в 40-х годах прошлого века. Сватали помоложе дочку, а замуж выдали старшую. Так как по сетоскому обряду, девушка едет в церковь отдельно, жених - отдельно, и большая часть лица девушки скрыта под платком, только глаза видны. Уже после венчания, когда на границе земли жениха остановились, чтобы отломить поднесенный на блюде каравай (в отличие от русских обычаев, его подносят без полотенца и солонки), тогда только жених увидел, что рядом с ним не та девушка. Рассказывали, что жениха чуть не хватил удар от потрясения. Но парень сказал: «Если я взял девушку в жены, значит, должен жить с ней». И у них родилось семь детей. Говорят, что хорошо жили. В той семье, откуда он жену взял, были одни девчонки, и отдали замуж старшую, чтоб она не осталась старой девой.
- А свадьба как проходила?
- Свадьба продолжалась три дня. В первый день вся родня невесты собиралась у нее. Когда девушка выходила из дома, чтобы ехать в церковь, у нее через сложенные перед собой руки была перекинута икурятт - специальное льняное полотенце, обычно красное. Невеста пела о том, как жалко ей оставлять своих родителей: «Я вас оставляю, но мне надо создать свою семью. Я обещаю, что буду вас навещать». При этом девушка подносила икурятт к глазам, делая вид, что промокает слезы. Она будто бы плакала, и мотив у песни был такой же - плачущий. Икурятт оставалась невесте, она потом передавала ее своей дочери.
В церковь ехали отдельно: жених с гостями из своего дома, невеста со своими гостями - из своего. Девушка ехала в церковь без серебряных украшений, показывая скромность и чистоту. После венчания жених с невестой и его родня ехали к жениху домой, а родня невесты ехала праздновать к себе. В первый день, когда девушка приезжала к жениху домой, ее прямо за столом переодевали в женскую одежду. Старшая сестра жениха или жена брата держали белую простынь, а мать и крестная жениха одевали виновницу торжества: повязывали головное полотенце, заплетали косы, надевали украшения. Когда заканчивали, простынь снимали и показывали, какая у них невеста.
Серебряные украшения у замужних женщин также отличались от девичьих. Они носили фибулу - признак замужней женщины. Фибула передавалась от бабушки внучке.
- А если в семье было несколько девочек?
- Тогда подарить своей жене фибулу было делом жениха. Или же родители невесты специально заказывали ее. Обычно такие вопросы обговаривали при сватовстве. К свадьбе жених обязательно должен был подарить невесте серебро. Если у нее была фибула, дарил другие украшения, например, подвески. Серебро было семейным, и по серебряным украшениям, по знакам на них могли узнать, к какой семье женщина относится. Она обычно носила и украшения рода своих родителей, и рода мужа. Также могли узнать, из какой волости пришла девушка, по головным полотенцам и по олаюуун - плечевому узору на рукаве. Кстати, узор был свой в каждой деревне. Если девушка переезжала после свадьбы в другую деревню, где был другой узор, она могла при ткачестве использовать свой и могла взять что-то из местного. Узоры ткали красными нитями. В основном они представляли собой квадраты с точками, какие-то мелкие цветочки. Олаюуун поначалу были льняные, позже их стали выполнять шерстяными нитками.
Во второй день свадьбы гуляли все вместе. Родня со стороны невесты приезжала к жениху, чтобы посмотреть, как дочь приняли, куда спать положили. У каждой стороны был свой хор, состоящий из шести-семи человек. Хор со стороны жениха начинал невесту хулить, например, за то, что она сильно молодая или, наоборот, старая. А хор девушки должен был отвечать. Играла гармошка, все веселились.
На третий день родня жениха отправлялась домой к невесте. Обязательно должны были приехать все те, кто был при сватовстве. Но можно было и еще мужчин взять, например, двоюродных братьев - чтобы грузить приданое. К приезду родни жениха уже был накрыт стол, который никогда не ставили на улице, под открытым небом. Если дом был большой - застолье проходило в доме, если нет - в просторном сарае. С потолка свисали большие керосиновые лампы. Ими можно было пользоваться как лампами, а можно - как вазами для цветов. И там, где садилась молодая пара, ставили со стороны девушки такую вазу с цветами. Она ведь была уже одета, как все.
Уезжали на двух-трех повозках. На одной ехали молодые, на другой везли стол, на третьей - сундук. Перед отъездом молодых грузили приданое. Родня невесты, вынося во двор сундук, показывала, как ей тяжело. Хотя если в сундуке лежали материи и одежда, он был полегче, а уж если было много половиков, то и притворяться не требовалось. А вот родня жениха должна была взять и поднять сундук очень легко. На третью повозку грузили стол. Молодоженам отдавали корову или молодую лошадь. К этому времени был подготовлен документ на полгектара земли, которую тоже давали в приданое за девушкой. Могли дать и больше. В деревне Эне Лыйв в одной семье была одна дочь и четверо сыновей. Так за ней дали 3,5 гектара земли. И хотя по возрасту невесте было уже к тридцати годам, нашелся молодой жених.
Кончилась свадьба, все разъехались. Потом стали ходить в гости. Конечно, никогда просто так в гости не ходили. Не было такого, что сегодня захотел - и пошел проведать. Обязательно нужен был серьезный повод - день рождения или церковный праздник.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province_pskov.ru
Фото Александра МИЛЬКИ