
Территория, на которой находится сейчас Писковичская волость, имеет богатую историю. В 9-12 веках по Великий, на берегу которой возвышается храм, проходил путь из варяг в греки. В то время по указу княгини Ольги по всему побережью были учреждены погосты. Самые крупные из них - Кусва и Нёготь - расположены друг напротив друга и являются своеобразными воротами из дельты реки в её русло. В писцовой книге 1585 года упоминаются селения Писковичи, Нёготь, Хотичи, Муровичи. О том, что уже в 16 веке эти поселения существовали, свидетельствуют и древние каменные кресты в Муровицкой часовне и на погосте Нёготь. Большая часть храмовых построек на территории волости уже утрачена.
Церковь апостола Матфея была построена в конце 17 века из белого известняка в московском архитектурном стиле. Позднее на собранные прихожанами средства были возведены колокольня и два придела - во имя Архистратига Божия Михаила и Святителя и Чудотворца Николая. В документах того времени названа точная сумма, потраченная на строительство колокольни - 1109 рублей 10 копеек. Колоколов было пять. Самый мощный весил 64 фута 19 фунтов и, как следовало из записи, был отлит на Гатчинском заводе имени А.С. Лаврухина в царствование императора Николая II при настоятеле Дмитрии Раевском. Благодаря активности местных жителей, в том числе и солидным пожертвованиям, приход не бедствовал. Богоугодных заведений не было, зато работали три земских начальных школы, действовали четыре церкви и три часовни.
Помогали храму и владельцы барского имения, которое находилось по соседству. Как рассказывает краевед Нина Бабасова, в летописи Писковской волости, в конце 18 века, сельцо Нёготь принадлежало графу Кириллу Разумовскому. Имение было выделено ему Елизаветой Петровной из дворцовых земель. В первой половине 19 века оно было продано новым владельцам – Черкесовым (тоже известный в России дворянский род) и переименовано в Грузинское. Во второй половине 19 века имение покупает ученый и агроном Борис Целинский, а с 1902 по 1917 годы Грузинским владеет купеческая семья Русаковых. На территории усадьбы располагался парк, от которого до сих пор остались вековые липы, заросли сирени и экзотические для наших мест сосны с темно-зеленой хвоей. По записанным воспоминаниям старожилов, жилище последних хозяев выглядело весьма респектабельно: двухэтажный дом, окруженный деревьями, кирпичная узорчатая ограда с тремя башнями на углах, железные кованые ворота, а во дворе находились ледник, ветряная мельница, каретная, конюшня и другие хозяйственные постройки. Сейчас от былого великолепия не осталось и следа. Дом был разрушен во время Великий Отечественной войны. Сейчас на его месте стоит административное здание агрофирмы «Победа». Остатки молодого сада, заложенного незадолго до революции последним хозяином, были уничтожены в ходе строительства птицефабрики «Псковская». Ничего не известно и о дальнейшей судьбе владельцев усадьбы. По воспоминаниям очевидцев, Русаков-страший после революции эмигрировал в Эстонию, а его сын Тимофей вместе с сыном местного священника Константином Раевским стали сторонниками белого движения и служили у Булак-Булаховича.
Но вернемся к Матфеевской церкви. Главным ее достоянием были не богатая церковная утварь, и даже не резной пятиярусный иконостас, выполненный в стиле барокко 18 века и сохранившийся до наших дней. В храме находилась древняя икона Грузинской Божьей матери. Именно ее память чтят жители волости 4 сентября. Этот день по сей день является престольным праздником села. Казалось бы, при чем тут Псковщина и далекая Грузия? Как попала святыня в наши края? Псковские краеведы и специалисты районной библиотеки нашли ответ на этот вопрос. Необыкновенное путешествие святыни в Россию началось в средние века. Персы во время одного из своих набегов на православную Грузию вывезли из этой страны икону с изображением Пресвятой Богородицы. У торговцев её выкупил русский купец и привёз на родину. Именно эта икона стояла в Матфеевской церкви и дала название помещичьей усадьбе в Писковичах. Сейчас о местонахождении святыни ничего не известно. Закон об изъятии церковных ценностей 1922 года и годы оккупации разорили некогда процветающий храм. Самые ценные иконы из оставшихся были похищены в 1982 году. Эта кража до сих пор не раскрыта... А иконы, которые находятся в храме сейчас, создали в основном иконописцы конца прошлого века - Евгений Перл, Михаил Иванов, Михаил Принцев и другие.
Но, как уже отмечалось выше, богослужения в Матфеевской церкви никогда не прекращались. Хотя предпосылки к этому были. Во время войны рядом с храмом находилась немецкая радиовышка, где постоянно дежурили часовые. Но благодаря русской православной миссии продолжал оставаться действующим и, что уже совсем удивительно, не пострадал от боевых действий в 1944 году. Во второй половине 20 века настоятелем Матфеевской церкви был известный в Пскове священник Павел Адельгейм. Он попытался устроить приют при храме для неполноценных подростков. В результате 15 детей-инвалидов 2-й группы получили от него помощь и поддержку.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Благодарю за информацию! ...Из истории Писковичей , очень интересно!
Благодарю за информацию!
Уважаемая Ульяна!Константин Дмитриевич Раевский, родной брат моей бабушки Натальи Дмитриевны, никогда не служил в банде Булак-Булаховича. Он был принят на службу в армию генерала Юденича. Булак-Булахович вместе с эстонцами, вы вероятно знаете, пытался завладеть немалыми средствами, выделенными английским правительством армии генерала. Эта информация давно известна и доступна. Что касается иконы Грузинской Божьей матери Она была сохранена Марией Дмитриевной Невдачиной(Раевской) во время Первой мировой войны и революции. В более спокойное время была возвращена в храм, но была похищена немцами в период оккупации 1941-1944г.
очень интересно знать значение названия "писковичи".Живу здесь и, сожалению не знаю... Заранее Вам благодарна