
Впрочем, здесь можно было не только любоваться красивыми видами, но и весьма вольготно жить. Изобилие рыбы обеспечивало более-менее сытое существование. В общем, наши предки знали, где селиться и возводить храмы. Никольская церковь, выстроенная на искусственной насыпи левого берега Великой, является уникальным архитектурно-культовым памятником 15 века. Из-за особого географического положения местные жители называли его храмом-маяком. Суда издалека в озере замечали очертания куполов Николы в Устье, по ним ориентировались и определяли близость к суше. Место это имело для Пскова стратегически важное значение. Недаром сюда, также как и к броду в Выбутах, и в XV и в XVII веках псковичи высылали заставы. Устье часто стремились захватить враги, оценивая его как ключевую позицию города. Архитектура Николы в Устье так же вызывает большой интерес. Впервые храм упоминается в летописи в 1472 году, а описан архитекторами в 1764 году. В середине 20 века храм был отреставрирован по проекту известного псковского архитектора Бориса Скобельцина. Однако многое в нем сохранилось в первозданном виде. Никольская церковь имеет притвор с папертями и остатками звонницы. На западной стене четверика в притворе три закладных креста 15 века.
История этих мест связана с дворянским родом Назимовых, у которых в Устье было родовое имение. Больше всех в роду прославился Владимир Иванович - государственный деятель, виленский генерал-губернатор, президент Московского общества испытателей природы. Кстати, в декабре этого года исполнится 210 лет со дня его рождения. Отец будущего политика Иван Назимов был прокурором Псковского земского суда и предводителем дворянства Порховского уезда, мать происходила из старинного княжеского и графского рода Путятиных. У Владимира было три сестры и четыре брата, двое из которых также заслужили генеральские чины. Примечательно, что все дети получили хорошее домашнее образование, ставшее основой дальнейшего расцвета карьеры.
Владимир Назимов начал службу в Преображенском полку, где через три года получил первый офицерский чин, и участвовал в турецкой кампании 1828-29 годов. В 1836 году он стал наставником по военной части будущего императора Александра II и пользовался большим доверием своего воспитанника. В 1841 году Назимов назначен председателем следственной комиссии в белорусском городе Вильно для расследования дела о тайном революционном обществе, якобы возникшем после казни эмиссара Шимона Конарского. Назимов пришел к выводу, что это тайное общество существовало лишь в воображении некоторых боязливых людей. Такое решение дела привлекло к нашему земляку горячие симпатии местного общества.
В ноябре 1849 года Назимов был назначен попечителем московского учебного округа. В гимназиях заводил военные порядки, но заботился об улучшении быта питомцев в гимназических пансионах. В конце 1855 года Владимир становится виленским военным губернатором и гродненским, минским и ковенским генерал-губернатором. На этом поприще он добился многого, но, пожалуй, самым важным его политическим шагом стала инициатива по отмене крепостного права. В мае 1857 года Назимов предложил Государю начать это дело с северо-западных губерний и, получив одобрение, добился того, что к нему поступило от дворянских собраний ходатайство о дозволении возбудить вопрос о крестьянах. Это ходатайство Владимир Иванович представил в Петербург. В ответ на него на имя Назимова последовал рескрипт 20 ноября 1857 года, положивший фактическое начало крестьянской реформе.
Владимир Назимов умер в 1874 году в Санкт-Петербурге. Похоронен в Устье, в своем родовом имении.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Материал предоставлен Псковской районной библиотекой.