
Собеседование прошло гладко, как реклама о депиляции волос - уже на следующий день проходил стажировку в баре-ресторане. Все как подобает холуйскому фен-шую: фартук, бейджик, блокнот с ручкой, искусственная улыбка. Разрешите представиться: подносов начальник, ножей и вилок командир.
- Сейчас натри тарелки, накрути салфетки, потом проверь сахарницы, - наметила мне список работ на боевое крещение официантка Лера. И вскоре я стал своим… Всю популяцию людей на Земле я стал делить на две категории - тех, кто оставляет «на чай», и остальных. Первую официанты уважали, второй брезговали. Была, правда, и третья группа: кто уходит не расплатившись. Мой первый неоплаченный столик (4400 рублей) ушел на четвертую смену. Хорошо, выручили администраторы и списали всю сумму. Но рано или поздно «ходячий стол» является за каждым официантом. Это как спать на железнодорожных рельсах: поезд все равно пройдет, и никуда не денешься.
Рабочая смена официанта длится 12 часов, за которые полагается оклад чуть больше 700 рублей. Чаевые за смену в среднем составляют около 1000 рублей. По меркам питерских общепитов - это крохи. В обычных заведениях, если официанты уносили домой меньше 2-3 тысяч, жизнь сразу казалась посредственной никчемностью. У нас все было иначе, но и дружнее. Пожалуй, только из-за коллектива я и таскал пять месяцев подносы. Раз уж больших денег нам заколачивать не удавалось, то мы просто радовались тому, что можем нести людям радость, то есть меню… Хотя бывали исключения. Как-то раз подвыпивший гость заказал под утро чашку эспрессо, расплатился и оставил официанту Ване на чай 5000 рублей. В другой раз два приятеля заехали ночью перекусить и, разговорившись с администратором Машей, пообещали купить ей в подарок айфон последней модели. Разобравшись с салатом «Цезарь», они уехали, но минут через тридцать вернулись с обещанной телефонной новинкой от Apple…
Больше всех у нас зарабатывала Ира. У нее дар от Бога втюхивать гостям самую дорогую «алкашку» и разводить на чаевые. Ира обвесила себя кредитами во всех известных мне банках страны и ежемесячно, как добротный средневековый рыцарь, надевала официантские латы и шла на смертный бой с гостями, на завоевание их денег. Она вызывала одновременно восхищение и жалость. Дело в том, что кредиты она брала не для себя, а ради своей любви, которая периодически одевается в женские платья, и может уже завела бы семью отдельно без Иры, но законодательство РФ пока этого не разрешает. Ира любила гея. Включая свое провинциальное сознание, я понял, что являюсь гомофобом. Общение с Ирой только усиливало мое подозрение. «А ты потратил на свою женщину миллион? Нет? А я уже…», - радовалась Ира, убегая вдаль вместе со свининой по-французски. Есть в геях, конечно, что-то полезное – всегда оставляют на чай. Но, пожалуй, на этом все…
Однажды арт-директор нашего клуба Марина как-то заметила, что после работы в общепите на многие вещи, которые раньше казались ненормальными, начинаешь смотреть спокойно. К примеру, для некоторых людей нахамить официанту – это такая мантра. Они точно знают, какой прожарки должен быть шашлык, сколько в порции картошки фри должно быть долек, и что все в этой жизни надо делать быстрее и намного улыбчивее, чем ты. «Эй, подь сюды! Я не понял, поц, где тебя носит? Че, это такое, малец? Я за это платить не буду, из своих заплатишь…», - и в таком духе. Плюс отборный мат.
Если хочешь узнать человека, посмотри, как он обращается с обслуживающим персоналом. Лишь избранные посетители могут устоять перед соблазном не поучить жизни официантскую челядь. Остальные уверены: раз оставляют дармоедам чаевые, те обязаны любить всех теплой нежностью.
Отдельное место в жизни ночного клуба занимают пятничные и субботние вечеринки, которые проводятся, как пропел Алексей Кортнев, «по традициям старинным: с коньяком да кокаином». Зачем гонять ОМОН по клубам по всяким рейдам и акциям. Поставьте по одному бойцу возле каждого туалета в ночном клубе и за неделю соберете урожай «скоростей», «колес» и прочей атрибутики молодежной жизни, что Пабло Эскобар почувствовал бы себя неудачником. Если в клубе ты не «вмазался», то зачем тогда вообще пришел? Доходило до того, что у официанта Саши в зале ходил гость с белой ноздрей и ножом за пазухой. Пошли, спросили у охранника, а что если такому кайфовому товарищу покажется, будто вместо Чиваса ему принесли другой сорт виски - Джим-Бим? Искусство ножевого боя официанты в целом не практикуют. Оказалось «ничего страшного». Это был Дима, постоянный гость и друг учредителей. Ах, так это Дима!
Продолжение следует...
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
vvk@province-pskov.ru
Фото Антона Ялашкина