После двух лет, прошедших с момента окончания вуза, начинает складываться твердое мнение, что высшее образование в таком виде, какое есть сегодня - полная профанация. Сформированные социумом преподаватели поголовно твердят о важности профессии, о заветном рабочем месте, о необходимости иметь диплом… Не знаю. Может, после земных страданий нам зачтется, и мы попадем в рай, где все дипломированные будем играть на арфах. Пока же основная цель дипломов - тешить самолюбие родителей, которые могут спокойно выдохнуть: их сын (дочь) не глупее, чем у Петровых, Ивановых, Степановых. Но многие ли работодатели сегодня заглядывают в диплом соискателя вакансии? В лучшем случае просто спрашивают, что заканчивал, и то лишь потому, что вроде как надо. Когда я оказался в Санкт-Петербурге и начал поиски и устройство на работу, у меня нигде не потребовали показать диплом: ни в спортивном Интернет-издании, ни в видеожурнале, ни в автосалоне, куда пошел продавать машины… Даже в отделе кадров компании с мировым брендом (оператор сотовой связи) мой диплом мало кого интересовал. Замечу, что везде меня на работу брали.
Легко понять ребят, которые сознательно уходят из университетов на первых курсах или оформляют свободное посещение, предпочитая раньше начать встраиваться в существующую капиталистическую иерархию в качестве низшего звена. Если потом потребуется диплом, его можно купить или, в конце-кон-цов, получить заочно. Зачем убивать время на бесполезных лекциях ради формального высшего образования? В Америке смышленые ребята с помощью новых технологий и Интернета выкачивают кучу денег, вовсе не думая об университетах. Зачем сидеть и слушать, что для тебя бесполезно? В студенческие годы сам оказался слушателем лекций по бизнесу, которые вел зрелый преподаватель, не имевший за спиной ни собственного дела, ни опыта практической работы. Так и любой двадцатилетний, начитавшийся теории, может пойти учить токаря шлифовать детали. В результате известна дорога, куда такого «специалиста» пошлют…
В Петербурге у меня появился знакомый Даня, который младше меня на несколько лет, но уже занимает неплохую должность в той самой компании сотовой связи, куда меня принимали на работу. В двадцать лет у него уже есть штат сотрудников в подчинении, хорошая машина, карьерный рост. Успевает – сходит в институт, нет – и ладно. Сейчас на лекциях и так мало кого из однокурсников увидишь. Уже сформировался даже некий культ: хвастаться друг перед другом, как круто удалось забить на пары, сдать сессию, не владея предметом, на первой парте просидеть полтора часа в Интернете… Все прекрасно понимают, раз диплом сегодня является бросовым материалом, какой смысл прилагать усилия, чтобы его получить? К тому же, в жизни что-то не заметна разница между образцовыми студентами, сидевшими все пять лет на первых партах, приходивших на лекции за 15 минут до звонка и последними прогульщиками и троечниками. Почти все мои знакомые из «отличников» меняют места работы так же по несколько раз в год, хотя они смышленее меня, работали больше, дипломы краснее… А толку? Работа в стиле «принеси-подай», 12 часовой рабочий день, тот же стресс перед начальством, что и у большинства…
В северной столице рядом со мной был «боевой» товарищ по университету, с которым вместе учились в Пскове. В Петербурге он сразу устроился демонтажником в строительную фирму. Мои идеалистические взгляды, а также комплекция тела, претили по десять часов в день таскать мешки с кирпичами и танцевать вокруг отбойного молотка. Я пошел искать работу по профессии. Через несколько месяцев бесполезных скитаний устроился официантом (подробнее об этом позже расскажу). Мой друг тем временем начал получать реальные деньги, которые откладывал на карту, часть отсылал родителям, мог себе что-то позволить, купить ноутбук, например, и т.д. Оказывается, сегодня демонтажник-филолог пользуется спросом гораздо большим… Но зачем тогда пять лет сидеть в университете, ведь демонтажником можно работать и без вузовского диплома?
Когда в СССР люди шли получать высшее образование, уже имея первоначальную профессию, логики было куда больше, чем сейчас. Решалась сразу куча проблем: у человека имелось готовое рабочее место, и он был достаточно взрослый, чтобы осознанно дальше получать образование, да и просто не тратилось время на изучение ненужных предметов, и само высшее образование было необходимо для конкретного профессионального роста. У человека появлялась какая-то жизненная определенность...
Единственная цель, которую сегодня по-настоящему можно требовать от высшего образования - научить человека обрабатывать огромный поток информации вокруг. Только, чур, без подмены понятий, мол, жизнь в двадцать первом веке без диплома - чистое монашество…
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
vvk@province-pskov.ru
Ты можеш получить диплом штурвмана даже, но кто ж возьмёт тебя на судно, кроме как гольюны мыть поначалу. Рот не шибко разевай, пенсы пока не все умерли на клёвой работе.