
Нынешней весной попрощался с рекой один из псковских речных долгожителей - теплоход «Александр Невский», который не был допущен к эксплуатации по техническим причинам. У инспектора Российского речного регистра, который проверял прогулочный корабль на пригодность, возникли вопросы по электрооборудованию и винто-рулевой группе судна. Кроме того, был выявлен еще ряд несоответствий, что называется - «по мелочи». В итоге теплоход больше не будет заниматься прогулочным извозом, поскольку финансово реконструкция судна оказалась сравнима с покупкой нового корабля.
Сейчас проходит экспертизу в надежде получить лицензию другой долгожитель - теплоход «Буревестник». У него почти те же проблемы, что и у «Александра Невского», за исключением электрооборудования. Это и понятно: разница в возрасте у кораблей всего два года. Таким образом, на данный момент в городе остается только один пассажирский теплоход – совсем небольшой «Псков». Ходившая раньше по Великой «Заря» несколько месяцев назад была разрезана на части и продана на металлолом, так как покупателей на нее не нашлось. Теплоход «Полесье» (судно на «крылышках») продали в Якутию. Буксиры, как и баржи, находятся сегодня в частных руках, но и они уже довольно старые…
- Да, положение в целом не утешительное, - комментирует ситуацию механик теплохода «Псков» Владимир Срибний. – Пока только мы одни прошли документацию и морскую инспекцию. Но и у «Пскова» есть свои проблемы из-за реконструкции набережной: место для стоянки есть только одно. А что будет, если участок, где мы пришвартованы сейчас, тоже начнут ремонтировать? Не очень ясная ситуация…
После прошлогодней трагической истории на Волге с теплоходом «Булгария», когда в результате катастрофы утонули 122 человека, брать на себя ответственность за старые корабли никто из ответственных лиц не хочет. Но как тогда выходить из положения, если предприниматели в регионе не способны самостоятельно приобрести корабль: стоимость нового теплохода размером с «Александр Невский» около 20 млн. рублей? А оставшееся одно небольшое прогулочное судно на региональный центр для судоходной реки, извините, маловато будет. Тут вырастают и проблемы тактико-технического характера: к примеру, кто придет на помощь и отбуксирует «Псков» в случае поломки? МЧС не имеет в своем распоряжении такого катера по размеру, пограничники будут ждать приказа из центра…
Договоренностей на спасательные работы нет. А ведь кроме безопасности пассажиров надо учитывать и современные туристические амбиции региона, для удовлетворения которых без речной навигации не обойтись.
- Прежде всего, нам необходимо создать инфраструктуру, возродить порт, - рассказывает председатель Государственного комитета Псковской области по туризму, инвестициям и пространственному развитию Наталья Трунова. – Сейчас мы работаем с рядом частных инвесторов. Но надо понимать, что Псков – ограниченный рынок: 300 тысяч туристов в год. А проекты с водным транспортом успешнее и быстрей идут в больших городах, где миллионный поток туристов.
Без частного бизнеса в очередной раз не обойтись. Но насколько он заинтересован в коммерции на воде? Предприниматели открыто говорят, что они выбирают бизнес, который окупает себя за три года. Проблема в том, что река не отобьет затрат по организации перевозок даже за десять лет. Это могут подтвердить и сотрудники больших судоходных компаний на той же Волге, где круизы проходят битком, а цена билета прогулки на три дня колеблется от 5 до 20 тысяч рублей… Тот же «Александр Невский», который выставлен на продажу, не может найти покупателя, поскольку предприниматели открыто говорят, что пассажирские перевозки не представляют интереса в смысле зарабатывания денег.
Есть еще выход: в привлечении федеральных средств, но для этого нужна социальная составляющая (в нашем случае социальным заказом могут стать пассажирские перевозки на Талабские острова и обратно – авт.) или закладка средств под организации все той же туристической инфраструктуры.
- Сейчас прорабатывается проект программы по развитию водного туризма, - комментирует ситуацию председатель Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи Игорь Сильченков. - Но пока рано говорить о чем-то конкретно. Без привлечения частного бизнеса все же не обойтись. Интерес с его стороны есть. К примеру, на Степановском лужке уже проектируется место под яхт-клуб.
Когда-то в Пскове было 18 причалов. А сегодня мало того, что их нет, так в данной ситуации исчезает и необходимость в них: все равно пришвартовывать нечего. Такое вот удобство. Сушите весла, так сказать… Кстати, чтобы прописать плавсредство как пассажирского извозчика, получить лицензию, нужно сначала заказать экспертизу, которая стоит 150 тысяч. Любой катер от 2-х местного и выше должен пройти специальную проверку, и не факт, что она конечная. Потом приезжает специалист, который смотрит катер, выписывает рекомендации, а после еще приемка, работы… Вернемся ли мы к прежним временам, когда рыбаки на берегу проклинали прогулочные теплоходы и катера, ходившие с интервалом в 10-15 минут за то, что те гнали волну? Чиновники вот верят. А горожане почему-то не очень…
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
vvk@province-pskov.ru
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.
Печально. А ведь прогулки по реке могли быть изюминкой рекреационного тури?зма в Пскове.
Вот при проклятом совке и кровавой гебне и трамвайчики речные до устья Черёхи ходили и отдыхающих граждан туда-сюда катали, и "Ракета" в Озеро выходила, и "Заря" ходила на Талабские острова. Теперь у нас нет ни совка, ни гебни. И трамвайчиков речных с "Ракетами" и "Зарями" нет. Зато миллионы вбухиваются в переустройство набережной, в масленицы и всякую прочую хрень. Так победим!
ггг