Что означает эта примета и почему она работает? Почему в самое темное и расслабленное время суток, когда большая часть населения мирно дремлет в своих кроватях, в стенах регионального сосудистого центра идет битва за жизнь? Сколько этих жизней удалось спасти? И, наконец, почему известный политический деятель назвал открытие регионального центра «большой революцией в системе здравоохранения маленькой области»? Чтобы во всем разобраться, корреспондент «Псковской провинции» провел ночь в областной больнице.
НЕ ДОЖДЕТЕСЬ!
- Слушай, Васька, у меня в гараже рулон старых обоев валяется. Напиши на них красным фломастером «Не дождетесь!!!» и повесь над дверью так, чтобы всем видно было, - прокричал в трубку мобильного телефона мужчина средних лет и оглушительно рассмеялся. - Это я три недели назад полутрупом был, но вы рано меня похоронили. Здешние спецы мне так мозги вправили, что я вас всех переживу!
Этот разговор я подслушала у больничного гардероба, пока ждала заместителя главного врача по сосудистому центру Сергея Калашникова. В ту ночь он как раз дежурил и любезно согласился стать моим гидом. Доктор задерживался в операционной, но мне это оказалось только «на руку». Было время осмотреться и оценить обстановку. Тот мужчина, который так эмоционально объявлял Ваське о своем втором рождении, был пациентом сосудистого центра. Как позже выяснилось, три недели назад он прямо на рабочем месте почувствовал себя плохо, и вовремя (что бывает не так уж часто) вызвал скорую. Своевременная госпитализация и проведенная тромболитическая терапия (растворение тромбов в сосудах головного мозга, которые вызывают инсульт), сделали свое дело. Больной был спасен. Еще несколько лет назад такое было просто невозможно. А сейчас все, что необходимо для экстренной помощи и последующего восстановления, региональный сосудистый центр имеет в полном объеме. Здесь все продумано до мелочей. Экстренная диагностика начинается уже на первом этаже, куда поступают пациенты по «Скорой». Аппарат УЗИ и ЭКГ, рентген, реанимационный зал и блок интенсивной терапии позволяют в минимальные сроки оценить состояние больного и оказать ему первую помощь.
В зависимости от предварительного диагноза, пациенты распределяются по отделениям. В неотложной кардиологии лечатся «сердечники», а неврология предназначена для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Несколькими этажами выше находятся кабинеты рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения, а также нейрохирургическое и ангиохирургическое отделения. Впрочем, об этом чуть позже, а пока появилась возможность поговорить с доктором.
СЕРДЦЕ, КАК НА ЛАДОНИ
Подготовленные вопросы пришлось задавать Калашникову на ходу. В отделение экстренной кардиологии доставили пациента, и доктору нужно было лично присутствовать на диагностике. Здесь вообще нет времени на долгие кабинетные разговоры. Дорога каждая минута, и от того, насколько эффективно она будет использована, зависит жизнь пациента. Поэтому Калашников привык перемещаться по больничным лабиринтам со спринтерской скоростью. Так же быстро он вынужден принимать важные решения и находить выход из внештатных ситуаций. Такова специфика экстренной медицины, на которой специализируется региональный сосудистый центр.
- Мужчина, 57 лет, вчера поступил в отделение торакальной хирургии, - объясняет кардиолог Наталья. – Сегодня почувствовал жгучую боль в груди, и его доставили к нам с подозрением на инфаркт миокарда. Готовим пациента к коронарографии.
Это высокотехнологический вид диагностики, позволяющий с большой точностью определить состояние коронарных сосудов сердца. Их патологическое сужение (по научному – стеноз) может говорить о наличии у пациента ишемической болезни сердца, нестабильной стенокардии и инфаркте миокарда. Мне разрешили зайти в рентген-операционную и понаблюдать за происходящим. Никаких особых мер предосторожности, кроме обычных бахил, не потребовалось. Стерильную зону от «мозгового центра» операции отделяла перегородка с небольшим окном. С помощью современной ангиогиоустановки на мониторе компьютера, как на ладони, отображается сердце больного, а на соседнем экране - пульс и давление. Для проведения коронарографии достаточно местной анестезии, поэтому мужчина находится в полном сознании. Сделав небольшой прокол, хирург проводит катетер с контрастным веществом через бедренную артерию и верхнюю часть аорты в просвет коронарных артерий. Врачи внимательно изучают изображение, выведенное на монитор и оценивают результат. В случае с нашим пациентом все предельно ясно: большинство сосудов сердца сужены, что является причиной перенесенного им инфаркта. На месте принимается решение установить больному стент - сосудистый эндопротез, расширяющий артерии.
Рассчитав необходимую для пациента величину импланта, Сергей Калашников открывает шкаф и достает спасительную коробочку. Через 15 минут стентирование проведено. Мужчину на операционном столе, который еще несколько часов назад испытывал мучительную боль в сердце, больше ничего не беспокоит. Его жизнь вне опасности. Несколько дней он проведет под наблюдением в отделении интенсивной терапии, а потом его переведут в обычную палату.
ЧУДЕС НЕ БЫВАЕТ
- На этой ангиоустановке, приобретенной за счет федеральных средств, сделано около трехсот исследований и операций, - объясняет Сергей Калашников. - В дальнейшем мы планируем проводить стентирование не только сосудов сердца, но и сонных артерий.
То, что произошло на моих глазах в рентген-операционной, я восприняла, как чудо. Однако Сергей Калашников уверен, что ничего сверхъестественного врачи сосудистого центра не делают. Образно говоря, они тушат пожар, который начал разгораться не здесь и не сейчас. Настоящая катастрофа случается не в палате интенсивной терапии, а гораздо раньше, когда человек перестает следить за своим здоровьем, и, что называется, «пускается во все тяжкие». Состояние между жизнью и смертью, с которым ежедневно имеют дело врачи сосудистого центра, говорит лишь о том, насколько глубоки «поломки». Устранить их нельзя. Можно лишь избавить пациента от тяжелых последствий и дать ему аванс, после которого должна произойти серьезная переоценка ценностей.
- У человека, который вовремя попадает в больницу и получает первую помощь, во много раз увеличивается фактор везения. Так что мы в некотором смысле джентльмены удачи, - говорит доктор. - Но не более того. Пациент сам должен сделать выбор, как ему жить дальше. Либо идти на поводу у дурных привычек и вернуться к нам снова (это в лучшем случае), либо заботиться о своем здоровье и жить полноценно.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Продолжение в следующем номере «Псковской провинции».
Пациента больше ничего не беспокоит. совсем ничего))) он просто окочурился благодаря спринтерским шагам Калашникова. лучше бы он бегом занимался, может быть медальку бы выиграл))) а так занимается тем, к чему таланта нет. и сам мучается и людей гробит.