- Если действовать в прежнем правовом поле, то из-за отсутствия достаточных страховых источников размер трудовых пенсий нельзя будет удерживать на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе, - отметил Антон Дроздов. Он привел такие цифры. Если сейчас коэффициент замещения (соотношение средней пенсии с размером средней зарплаты) составляет 36,2%, то к 2030 году он может снизиться до 25%. А проведение реформы позволит повысить пенсии к 2015 году более чем на 45%.
В Стратегии, разработанной Минтрудом, предложена трехуровневая пенсионная система. Первый уровень - обязательное государственное пенсионное страхование гарантирует гражданам трудовую пенсию на уровне 40% от заработка, но при нормативном страховом стаже и средней зарплате. Предложена такая формула: 40-20-40-20. Если ты 40 лет платишь в пенсионную систему 20% от своего заработка, то получаешь пенсию в размере 40% от зарплаты в течение 20 лет (конечно, она будет выплачиваться и больше этого срока). Хотя формально о повышении пенсионного возраста в проекте не говорится, простые расчеты показывают, что для максимальной пенсии придется работать до 60-65 лет. И мужчинам, и женщинам. Льготы для матерей, которые вынуждены сидеть некоторое время с детьми дома, пока не предусмотрены…
Второй и третий уровни новой модели позволят увеличить пенсию еще на 20%. Это корпоративная и частная пенсии, которые будут формироваться за счет дополнительных взносов работодателя и самого работника. Естественно, на добровольных началах. В целом же размер пенсии будет напрямую зависеть от уровня зарплаты, трудового стажа и возраста выхода на заслуженный отдых, что вполне закономерно. Планируется поднять минимальный стаж для получения пенсии с 5 до 15 лет, чтобы избежать возникающей сегодня парадоксальной ситуации, когда у ветерана труда и гражданина с 5-летним стажем одинаковые пенсии.
Серьезные изменения планируются в тарифной политике. Для всех категорий плательщиков устанавливается единый тариф страховых взносов. Льгот ни для кого не будет. Наравне с другими должно платить и самозанятое население. Это нотариусы, адвокаты, предприниматели, кстати, не самые бедные категории граждан. Их сегодняшний тариф не покрывает даже минимальный уровень выплачиваемой им пенсии. В 2013 году взносы для самозанятого населения увеличатся до 32,5 тыс. руб. в год, в 2014 г. – до 40,6 тыс. руб, в 2015 г. – до 48,7 тыс. руб.
Стратегия предусматривает проведение реформирования института досрочных пенсий, которое является одним из первоочередных мер. При этом для работников, занятых на производствах с особыми условиями труда, сохранятся все льготы и компенсации. Сегодня на досрочную пенсию идут граждане, чьи профессии включены в списки №1 и 2 (вредных и опасных производств), которые составлялись еще в 1956 (!) году. Можно ли говорить о нанесении серьезного вреда здоровью всех «досрочников», если 75% из них продолжают работать после выхода на пенсию? Получается, что расходы по обеспечению прав данной категории граждан несут пенсионеры всей страны. Поэтому с 2013 года вводятся дополнительные тарифы страховых взносов для работодателей, у которых работники заняты на производствах с особыми условиями труда. Это должно экономически стимулировать руководителей предприятий внедрять на рабочих местах современное оборудование и новые технологии, в чем они сейчас не заинтересованы.
Серьезные дискуссии уже развернулись вокруг накопительной части пенсии: сохранять ее или нет. В настоящее время гражданин, не имеющий пенсионных накоплений, при прочих равных условиях получает пенсию больше, чем тот, за кого отчислялись страховые взносы на накопительную часть. В Стратегии предложено из 6%, которые сейчас идут на накопление, оставить только 2%, а 4% направлять в солидарную часть пенсии на текущие нужды. Все ранее накопленные средства изыматься не будут. В дальнейшем накопительная составляющая будет поэтапно переводиться из системы обязательного пенсионного страхования в добровольное. Стимулирование работников к уплате дополнительных взносов планируется осуществлять с учетом уровня их доходов и возраста. Так, например, программа государственного софинансирования пенсий, которая заканчивается в 2013 году, по словам Антона Дроздова, будет продолжена только для лиц с низкой и средней заработной платой.
С будущего года поменяется и формула расчета пенсии. Если сейчас сумма всех поступивших взносов (с индексацией) делится на так называемый период выплаты пенсии, равный 18 годам, то в 2013 году он уже составит 19 лет, через год - 20 лет, через два -21 год. Это приведет к некоторому уменьшению размера пенсии. Что же касается работающих пенсионеров, им по-прежнему будет выплачиваться пенсия в полном объеме. Но в долгосрочной перспективе ее размер будет зависеть от уровня получаемой зарплаты.
Общественное обсуждение Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года пройдет в течение двух месяцев на различных площадках, включая Общественную палату, профсоюзные организации. К декабрю правительством должны быть подготовлены все законодательные акты, необходимые для ее реализации. В целом этот важный документ должны передать в Госдуму для рассмотрения на весенней сессии в 2013 году. Будут ли внесены изменения в проект, зависит от активности населения. Каждый гражданин может не только познакомиться с предлагаемыми новациями на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ, но и высказать свои замечания и предложения. По мнению разработчиков проекта, основным принципом реформирования является предоставление гражданам возможности личного участия в формировании будущей пенсии. То есть ее размер должен напрямую зависеть от личного вклада человека. А значит, придется думать о будущей пенсии уже с самых первых дней своей трудовой деятельности.
Любовь ПАВЛОВА.
plv@province-pskov.ru
Фото Игоря ДОКУЧАЕВА.
В ТЕМУ
Владимир ЗУБОВ, президент Торгово-промышленной палаты Псковской области:
- За все годы постсоветского периода у нас не было адекватной пенсионной системы. Если ты не госслужающий и не чиновник, высокую трудовую пенсию не получишь, как бы ударно ни трудился. Да и гарантированные государством 40% от зарплаты, учитывая ее средний уровень в стране, не позволят нашим пенсионерам отдыхать и ездить по разным странам, как их коллеги из Европы.
Вызывает опасение, что отмена льгот и рост страховых тарифов для некоторых категорий плательщиков позволит уменьшить дефицит средств Пенсионного фонда. С 2010 года для бизнеса социальные выплаты выросли в 2,4 раза. Это привело к тому, что часть зарплат вновь стала «серой», и поступления в различные фонды, как рассчитывали, существенно не увеличились. В пенсионной системе должны быть заложены реальные стимулы: чем больше заработал, тем выше у тебя будет пенсия.
Андрей НЕОФИТОВ, председатель Псковского районного Собрания депутатов:
- Всем очевидно и понятно, что пенсионная реформа необходима. Увеличивается продолжительность жизни, работающих становится меньше по отношению к пенсионерам, что ведет к дефициту средств на выплату пенсий. Одним из положительных моментов Стратегии является введение трехуровневой модели, что позволит каждому человеку самому формировать свою будущую пенсию.
Важно и то, что ее размер напрямую будет зависеть от трудового стажа. Это не приведет к тому, что работавшие по 40 и более лет, получат минимальную пенсию, как случается сейчас. Судя по сегодняшней ситуации, для мужчин обязательный 40-летний стаж, о котором идут самые большие дискуссии, вполне реальный. Но введение новой формулы не должно привести к увеличению пенсионного возраста. Главное, чтобы в результате реформы не пострадали пенсионеры.
Оксана ОРЛОВА, председатель комитета по труду и социальной политике Молодежного парламента при Псковском областном Собрании депутатов:
- Данная концепция развития пенсионной системы касается в первую очередь молодежи, хотя в этом возрасте мало кто думает о будущей пенсии. Поскольку предложен нормативный трудовой стаж 40 лет, для нас принципиальным является вопрос: будут ли засчитываться в него обучение в высших и средних учебных заведениях, служба в армии, отпуск по уходу за ребенком.
Вызывает сомнения введение корпоративной части пенсии, так как далеко не каждый работодатель готов платить дополнительные взносы за своего работника. В связи с этим, думаю, что накопительную часть нужно все-таки сохранить в размере 6%. По поводу увеличения взносов для самозанятых граждан хочу отметить, что, с одной стороны, это обеспечит поступление дополнительных средств, но, с другой, может привести к росту цен на услуги предпринимателей. Наш комитет будет проводить круглые столы и семинары по обсуждению Стратегии и направит свои предложения.