- Так почему же водители бьются? Может транспортный поток неизмеримо вырос, или манера вождения стала чересчур агрессивной? Какими правилами водители чаще всего пренебрегают?
- Тенденция увеличения количества происшествий на дорогах прослеживается четко, по крайней мере, в течение последнего года. Тому, мне кажется, способствует несколько факторов. Это и увеличение автомобилей при прежней дорожной схеме, и большое количество начинающих водителей, с недостаточным опытом вождения. Из правонарушений чаще всего регистрируются превышение установленной скорости, немало случаев нахождения за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Очень больная тема: детей часто перевозят при отсутствии специальных удерживающих устройств. В отдельную проблему я бы выделил скутеры на дорогах, управление которыми не требует наличия удостоверения на право вождения, отсюда - незнание правил дорожного движения, да и само транспортное средство в силу своего устройства является источником повышенной опасности.
- Можно ли с уверенностью утверждать, что все нарушители понесут ответственность?
- За всеми нарушителями не уследишь, и постового на каждом километре трассы не поставишь. На территории района работает специализированная рота оперативного реагирования при УГИБДД УМВД России по Псковской области. Что касается установленной законом административной ответственности в виде лишения права вождения, то, как показывает практика, она не настолько эффективна. Потому что горе-водитель, лишенный прав, запросто может позволить себе сесть за руль, в том числе и в нетрезвом состоянии. Таких фактов много. В случае повторного нарушения применяется уже административный арест до 15 суток. Скажу так: каждый третий из лишенных прав за вождение в нетрезвом виде садится за руль снова. По итогам 9 месяцев года нами выявлено 124 нетрезвых водителя (за аналогичный период прошлого года - 117). Кстати, довольно часто водители без прав пересаживаются на скутеры, и по-прежнему игнорируют правила поведения на дорогах.
- Какие участки дорог на территории Псковского района наиболее опасны?
- Здесь проходят три дороги федерального значения (Петербург-Невель, Псков-Старый Изборск, Новгород-Псков) общей протяженностью 111 километров. Много транзитного транспорта перемещается по трассам Псков-Гдов, Неелово-Кривск, Псков-Кислово-Палкино. Поскольку район граничит с областным центром, в летнее время горожане массово устремляются на дачи, что непосредственно сказывается на увеличении количества дорожно-транспортных происшествий. К примеру, за прошедшие 9 месяцев жители района стали участниками 29 ДТП из 137, по вине псковичей произошло 65 аварий, участниками еще 39 ДТП стали иногородние граждане. Часто в сводках фигурирует 12-й километр дороги Псков-Гдов, так называемая Кривая верста. Здесь происходит большое количество ДТП, в том числе с погибшими. Опасный участок - на рижском направлении, вдоль деревни Уграда, поворот на Кривск. Там интенсивное движение, высокие скорости, много пешеходов, достаточно узкое шоссе. Кстати, очевидна взаимосвязь между качеством дорожного полотна и количеством аварий. После того, как отремонтировали дорогу на Стремутку, количество ДТП здесь возросло.
- Какие дни самые опасные на дорогах?
- Самые аварийные - выходные, с вечера пятницы по воскресенье включительно. Объясняется это довольно просто - люди в преддверии отдыха теряют бдительность, многие позволяют себе расслабиться, выпить. Возможно, к вечеру накапливается усталость, возрастает интенсивность движения. Основная масса ДТП происходит в период с 15 до 24 часов, в таких авариях уже погибли 12 человек.
- Водители-женщины доставляют больше хлопот, чем мужчины?
- Не сказал бы. Не поддерживаю ни один из стереотипов, сложившихся о женщинах-водителях. Хоть представительницы прекрасного пола и садятся за руль автомобиля намного чаще, чем раньше, все равно их несравнимо меньше, чем водителей-мужчин. И количество ДТП с участием женщин прямо пропорционально количеству женщин за рулем. Преимущество мужчин за рулем перед женщинами, на мой взгляд, заключается в том, что они не столь эмоциональны, и реагируют на непредвиденную ситуацию более хладнокровно.
- После ряда резонансных аварий предлагается ужесточить наказание к нарушителям правил, в особенности к пьяным водителям. Как вы считаете, такое ужесточение оправдано?
- Я считаю, ужесточить наказание необходимо за те нарушения, которые напрямую способствуют ДТП на дорогах. Это вождение в нетрезвом виде, превышение скорости движения, выезд на встречную полосу, а также несоблюдение очередности проезда перекрестков. Причем, одним только усилением наказания не обойтись, необходимо прививать уважение к законам, предпринимать целый комплекс мер.
- Нельзя, наверное, забывать и о мерах профилактики?
- Разумеется. Мы проводим встречи и профилактические беседы в школах, на предприятиях. В последний раз я был в Середкинской средней школе, беседа с учениками получилась насыщенная и поучительная. Практикуем и профилактические рейды, и массовую отработку транспортных средств в потоке - на предмет выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения. Это когда в один из дней подразделение ГИБДД полностью выводится на дорогу, и сотрудники останавливают практически каждую проезжающую мимо машину.
- Как вы относитесь к идее вновь вернуть водителям право на небольшое количество промиле? При этом обычно ссылаются на невозможность употребить лекарства, кивают на кефир и квас...
- Я бы оставил все как есть. Трезвый - значит трезвый. Это тонкий момент насчет напитков типа кваса, кефира... Они в принципе быстро выветриваются, и чтобы прибор показал наличие алкоголя после них, напитками нужно хорошо подкрепиться непосредственно перед поездкой. В нашей практике таких ситуаций, когда водитель со следами алкоголя ссылался бы на то, что пил кефир, не возникало. Я считаю, что закон есть закон, и пьяному на дороге не место.
- А вы сами всегда правила дорожного движения соблюдаете?
- Всегда. Я просто знаю статистику, много раз выезжал на ДТП и видел жертвы. Очень впечатляет, знаете ли.
Лариса АНДРЮШИНА.
Фото автора.