Он придумал нехитрую комбинацию: создать «излишки» керосина, а потом продать его гражданским. Этой идеей майор поделился с начальником склада этой же службы прапорщиком Андреем Ивановым, который не смог устоять перед искушением, и принял заманчивое предложение начальника. Обоим тогда казалось, что план придуман идеальный. «Излишки» топлива майор Шугаев создавал, внося в документацию недостоверные сведения о количестве полученного топлива, завышая его плотность. Таким образом, подельники накопили на складе горюче-смазочных материалов (ГСМ) с декабря 2010 года по июль 2011 солидный «излишек» авиационного бензина - более 181 000 килограммов Шугуров нашел и покупателя, который взялся найти гражданские бензовозы для перекачки в них топлива из армейского топливозаправщика. Вечером, 25 мая, в цистерну МАЗа, предоставленного покупателем, было залито более 13 000 килограммов авиационного топлива стоимостью 25 рублей 7 копеек за килограмм. Первая сделка удачно состоялась. Через месяц операция повторилась по тому же сценарию. В ней теперь участвовали несколько гражданских бензовозов, принадлежавших различным предприятиям и частным лицам из областного центра. Некоторые машины тогда успели сделать по несколько ходок. За три летних дня майор Шугу-ров реализовал 167 000 килограммов авиационного топлива.
Примечательно, что в части ничего не ведали о деяниях предприимчивого начальника службы горюче-смазочных материалов и начальника склада, на топливозаправщик, который курсировал от склада ГСМ, никто не обратил внимания. Возможно, у летчиков в тот момент не было оснований тревожиться, ведь Шугуров, как он полагал, все продумал. Покупатели авиационного топлива тоже не задавали лишних вопросов, не спрашивали, откуда у майора ВВС изобилие горючего, хотя наверняка понимали, что бензин краденый.
Этот конвейер остановили сотрудники Управления ФСБ России по Псковской области. Как позже установило следствие, майор нанес Министерству обороны России материальный ущерб на сумму 5 050 848 рублей 61 копейку. Когда Шугуров понял, что его разоблачили, он решил действовать в духе времени - дать взятку оперуполномоченному ФСБ, чтобы тот закрыл глаза на то, что творится на складе ГСМ. В два приема предприимчивый майор, передал контрразведчику деньги в сумме 335 000 рублей. Операция проходила под контролем оперативников ФСБ. Этим начальник службы горюче-смазочных материалов только усугубил свою вину. Только он об этом, когда передавал деньги, даже не подозревал.
Подсудимые полностью признали свою вину и просили провести судебное разбирательство в особом порядке. Шугуров согласился удовлетворить исковые требования войсковой части по возмещению материального ущерба, который, по подсчетам военных финансистов, составил 919 266 рублей 60 копеек. Эти деньги по приговору Псковского гарнизонного военного суда были сняты со счетов майора, арестованных в ходе следствия.
Суд учел раскаяние майора Дмитрия Шугурова, ходатайство его командира и личного состава авиационной части о снисхождении к бывшему однополчанину, и не применил к нему дополнительный вид наказания - штрафа. Но вина офицера, который долгое время совершал хищения в особо крупных размерах, вовлек в криминал других военнослужащих авиационной части, да еще попался на взятке, была расценена судом как серьезная. Шугуров не должен был оставаться на свободе. В местах заключения он проведет шесть лет. Бывший прапорщик Андрей Иванов осужден на три года условно.
Антон РАССОХИН.
province@pskovline.ru