Вот что советует наш эксперт:
Учитывая, что декабрь и январь - самые любимые продавцами и самые разорительные для покупателей месяцы, психолог Сергей Калинин дает несколько советов по тому, как удержаться от спонтанных приобретений.
Во-первых, с мыслью о покупке надо «переспать», то есть не делайте покупок при первом визите в магазин. Пусть первый поход будет ознакомительным, и лучше - без денег. Не исключено, что второй визит в магазин уже не понадобится.
Во-вторых, за покупками следует отправляться со списком в руках. Перечень необходимых предметов поможет, с одной стороны, не купить ничего лишнего, с другой - не забыть ничего действительно необходимого. Если желание что-нибудь купить появилось у вас уже перед прилавком, смотри предыдущий пункт.
И, в-третьих, не нужно посещать «это гиблое место» в одиночку. Берите с собой приятеля, который будет выполнять функцию своеобразного ограничителя или стоп-фактора. В то же время, по мнению психолога, совсем отказываться от подарков - глупо, ведь они являются проявлением внимания и любви к близким. Вот только вряд ли стоит надеяться, что при покупке подарков именно кредит является «лучшим решением»...
- Я давно уже смирилась с многочисленными объявлениями в газетах и рекламными листовками, обещающими «кредит за 15 минут», которыми периодически завален подъезд нашего дома, кредитными картами - их я уже неоднократно получала по почте, и столько же раз, изрезав на кусочки, выбрасывала. Но когда воскресным вечером(!) мне позвонили из московского (!) офиса одного из банков и, предложив продолжить сотрудничество, выразили готовность выслать мне еще одну кредитную карту - «как надежному клиенту», я просто потеряла дар речи, -делится своими впечатлениями псковичка Елена П. - Условия, на которых я одалживала деньги у банка - далеко не щадящие, просто в сложившейся тогда ситуации, которую срочно требовалось разрулить, я не видела другой альтернативы. Но неужели агрессивную политику банков нельзя приостановить, учитывая, в какой долговой яме могут оказаться кредитополучатели?
Если наличные деньги материальны, и мы можем посчитать купюры в бумажнике, то средства, которыми нам предлагают воспользоваться по кредитной карте, для нас носят довольно абстрактный характер. Да и правила пользования картой иные пользователи, не вдаваясь в тонкости мелкого шрифта текста договора, представляют себе достаточно смутно, а потому имеют все больше шансов оказаться в долговой яме. Были случаи, когда псковичи для того, чтобы рассчитаться с непомерно выросшим долгом и отказаться от кредитки, вынуждены были в очередной раз залезать в долговые обязательства. Другим кредитополучателям - тем, кто не смог трезво оценить свои силы или кому помешали непредвиденные форс-мажорные обстоятельства, пришлось сначала выступить в суде - в качестве ответчика, а потом уже побывать в роли должника и общаться с приставом. Причем, разбирательство в суде - еще не худший вариант, потому что судья часто уменьшает сумму долга, заявленную кредитором.
Так, пскович Б., одолживший в одном из банков 100 тысяч рублей сроком на 36 месяцев, но который в силу жизненных обстоятельств не смог выдержать график выплат, по требованию банка должен был бы вернуть кредитной организации в два раза больше - почти 214 тысяч. Меньше половины этой суммы - 92 тыс. рублей - составил основной долг, в «надстройку» же вошли проценты за пользование кредитом, пени за просрочку (кредитный договор был заключен в октябре 2010 года, исковое же заявление в суд банк направил в августе 2012-го) и госпошлина. В ходе судебного заседания ответчик согласился с наличием задолженности, но просил суд уменьшить сумму неустойки как «несоразмерную последствиям нарушения обязательств». И судья, согласившись с ним, счел возможным применить ст. 333 ГПК РФ и уменьшил сумму пени по просроченному основному долгу и пени по просроченной плате. Должник теперь должен будет вернуть кредитной организации... около 177 тысяч рублей, или почти в два раза больше, чем сам кредит.
Другому незадачливому кредитополучателю суд уменьшил долг на 17,6 тысячи рублей - комиссию в таком размере банк взыскал с него за выдачу кредита в размере 320 тысяч рублей. Установление комиссии за выдачу кредита фактически является незаконным возложением на заемщика-потребителя расходов, связанных с осуществлением банком своей деятельности - это позиция закона. Поэтому ответчик теперь, согласно судебному решению, будет обязан погасить оставшийся долг - 112 тысяч - и госпошлину в размере 7440 рублей. Правда, автомобиля, который находился в залоге у банка, пскович также лишится.
Псковичка Д., на три года позаимствовавшая в августе 2009 года у банка 160 тысяч рублей под 25 процентов годовых, и исправно в течение года из месяца в месяц отдававшая по 6300, теперь все равно вынуждена будет вернуть больше, чем брала - 180 тысяч рублей, но уже не банку, а агентству по возврату долгов, с которым банк заключил договор об уступке прав требований. На такой шаг банк пошел после того, как женщина систематически стала нарушать сроки платежей и не смогла выполнить его требование досрочного погашения всей суммы долга.
Решения, о которых мы упомянули, уже обжалованы и вступили в силу. Но долговая история для их героев еще не закончилась. Единственный плюс точки, поставленной судебным процессом, заключается в том, что размер долга останется на фиксированном уровне, его сумма уже не будет увеличиваться благодаря ежедневно капающим процентам и пеням, для некоторых ответчиков уменьшена и сумма основного долга. Но трудно сказать, сколько еще желающих, готовых поддаться сиюминутному желанию воспользоваться быстрыми деньгами, выстроятся в очередь за кредитами в ближайшее время.
Некоторый оптимизм, правда, вызывает намерение Центробанка РФ ограничить рост кредитных портфелей финансовых организаций, причем меры могут быть введены уже с января 2013 года. Потребительские кредиты в общем объеме выданных россиянам ссуд занимают уже более половины, и это достаточно высокий показатель - в Европе они занимают не больше 20 процентов, отмечает директор департамента риск-менеджмента Росгосстрах Банка Александр Антонов. Но главным регулятором все-таки по-прежнему останется сам заемщик, которому, по выражению Сергея Калинина, не хватает положительных эмоций. Внутренний механизм стабилизации хорошего настроения должен быть у каждого - причем не один, а как можно больше, считает психолог. Плохо, что люди для снятия стресса выбирают один-единственный способ. Для кого-то это алкоголь, для других - покупки. Увы, но в таком случае на смену одному источнику стресса обязательно придет второй...
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru