
Он работает на третьем этаже потрепанного здания на Ротной, 34, в Пскове, слушает Луи Армстронга и всеми силами борется за жизнь областной типографии...
ВЫБОРЫ - НЕ КЛОНДАЙК
- Сергей Александрович, всем известно, что от прошлого руководства типографии вам достались в наследство лишь головная боль и огромные долги. Задолженность составляла порядка 26 миллионов рублей. Удалось как-то выправить ситуацию?
- Когда ровно два года назад я вернулся к управлению областной типографией, самой большой проблемой было то, что предприятие не работало. Не было заказа, не было материалов. Сегодня оно работает с полной нагрузкой. Это девяносто человек, которые делают большой объем продукции и получают зарплату. В целом бремя проблем не стало меньше, хотя областная Администрация помогла погасить часть долгов.
- А получилось ли как-то улучшить материальный фонд предприятия, допустим, приобрести хоть какой-то транспорт, ведь два года назад у областной типографии не было даже машины...
- К сожалению, нет. Сегодня все деньги уходят на выплату зарплаты и ремонт оборудования. Средств хватает лишь на поддержание производственного процесса.
- Кстати, о производственном процессе. Сегодня многие газеты ушли печататься в Ленинградскую область. Почему нельзя обеспечить необходимые условия в своем регионе?
- Во-первых, там поставлено современное оборудование, потому что люди смотрели немножко вперед. Хотя до 2005 года многие газеты печатались в Псковской типографии. Тогда издания хотели ввести цвет на свои страницы, и мы рассматривали вариант приобретения необходимого оборудования, но сделать этого не получилось. Потом сменилось руководство. Люди, которые пришли после меня хотели лишь одного: уничтожить областную типографию. Кто в это время сумел подсуетиться, создать условия для газетного производства, как в Плюсском районе, например, сейчас нормально работают. У Псковской типографии пока нет возможности купить оборудование.
- Во сколько обойдется покупка?
- Станок стоит около 10 млн... Но наше предприятие и так загружено. Преимущественно это книжно-брошюровочное производство. Но с газетами мы вопрос рассматриваем, потому что они всегда были и будут. Как и книги, впрочем. Чтобы не говорили про бумажные носители, они не исчезнут. Кстати, подтверждением тому служит объем нашего производства, который на протяжении последних двух лет только растет. В феврале прошлого года объем производства был 3,6 млн рублей, а в этом - 4,6.
- Хорошая динамика...
- Правды ради, надо сказать, что сократилось несколько крупных типографий в Москве и Петербурге. Поэтому «бремя» книжного производства легло на плечи региональных типографий.
- Вы обмолвились о печатании брошюр, а ведь скоро губернаторские выборы. Сейчас возникнет спрос на агитлистовки и брошюры.
- Честно, мне не нравится полиграфия, скажем так, выборного процесса. Она приводит к лихорадке предприятия. При этом денег на ней особо не заработаешь. Мы без выборов можем сделать продукции на 5 млн рублей, так же и с ними... Поэтому выборы для нас отнюдь не золотой клондайк.
- Какие тогда книги сегодня прибыльно выпускать?
- Я скажу так, наиболее рентабельно сегодня печатать книги исторической направленности, а также литературу, связанную с туризмом. Например, 10 лет мы издаем «Псковскую историческую библиотеку», вышло 18 книг. Различные путеводители, буклеты и карты сегодня также довольно популярны.
ОБОЙТИСЬ МОЖНО БЕЗ МНОГОГО. НО СТОИТ ЛИ?
Сергей Биговчий даже во время интервью продолжает слушать музыку, сделав ее еле слышным фоном. На столе разложены несколько книг. Обстановка, прямо скажем, творческая. По ходу разговора Сергей Биговчий поднимается с рабочего кресла и протягивает в подарок книгу стихов, кто бы мог себе представить, одного из моих любимых музыкантов, лидера группы «Зимовье зверей» Константина Арбенина.
- А какую книгу сейчас читает главный издатель области?
- Есть такой писатель - Аркадий Ипполитов. Человек абсолютно из параллельного мира, хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже. Он написал три книги. Последняя - «Особенно Ломбардия. Образы Италии - XXI». Невозможно оторваться. А так, книг читаю много. Особенно те, которые выпускаю.
- Давайте все же затронем немного политику. При губернаторе Евгении Михайлове вы возглавляли пресс-центр администрации Псковской области. Потом были председателем комитета по СМИ и связям с общественностью. Не скучаете по работе в администрации?
- Нет, не скучаю. Мне больше по душе слышать слова благодарности от заказчика, которому понравился наш продукт, чем работать с бумажками. Мне нравится видеть результат своей работы.
- То есть, не тянет.
- Да меня и раньше не тянуло. Просто был определенный расклад. А издательскими процессами я занимаюсь очень давно. Я работал в Москве заместителем директора Издательства «Молодая гвардия».
- Как оцените этот этап в жизни? Не жалеете, что покидали Псков на несколько лет?
- Нет, не жалею. Это был хороший этап. С губернатором Кузнецовым я бы работать все равно не стал. Для меня это разрушительный человек. А потом был такой возраст, когда надо было переезжать в Москву, посмотреть на нее поближе, пообщаться с теми людьми, что там живут.
- Москва, бизнес, другой ритм жизни... Вы это попробовали и вернулись. Выходит Сергей Биговчий больше творец, чем бизнесмен?
- Был бы я бизнесменом... Серьезно говорю, когда ты делаешь какую-то книжку и выходишь «в ноль» - это уже хорошо. Типография - это не особо прибыльная отрасль, это не пищевая промышленность...
- Какую видите перед собой основную задачу на ближайшее время?
- Цель простая - выжить. В условиях долгов, в условиях конкурентности, с изношенным оборудованием, с кадровым голодом...
- Можете подробнее про последнее?
- Лет десять назад относительно легко находился молодой человек, который соглашался идти на производство учеником печатника. Через полгода он становился нормальным специалистом, а через полтора - хорошим профессионалом. Сейчас таких молодых людей нет. Все пошли торговать телефонами.
- Постоянно с вами говорим о том, что главное - выжить. А насколько регион заинтересован в собственной типографии, может ли он без нее обойтись?
- Обойтись можно без многого: без театра, без библиотек... Но спрашивается, нужно ли это? Мы отыскали по документам, что губернская типография была основана в 1803 году, ровно 210 лет назад. Но когда к власти приходят люди с ментальностью калькулятора, то продается все, что еще осталось у государства. Так были проданы Великолукская типография в 2006 году, Невельская в 2007... Причем восстановить исчезнувшие типографии - невозможно. Сколько области потребуется вложить средств, чтобы создать типографию с нуля? Это инвестиции на десятки миллионов долларов...
Владимир КАПУСТИНСКИЙ.
vvk@province-pskov.ru
Фото Александра МИЛЬКИ.