О пользе ЕГЭ
Упорные, настойчивые, трудолюбивые, обладающие способностями выпускники средней школы каждый год занимают бюджетные места в лучших вузах страны. Их шансы получить высшее образование бесплатно резко возросли с появлением единого государственного экзамена. Он прочно встал на ноги, войдя «отдельной строкой» в недавно принятый закон об образовании. Объективный по своей природе, ЕГЭ служит хорошим инструментом для итогового контроля знаний всех выпускников школ по русскому языку и математике. Как известно, выпускник, желающий поступить в вуз, имеют право сдавать еще несколько экзаменов по своему выбору, исходя из того, в какие вузы и на какие специальности он собирается подавать документы. Принятая на ЕГЭ 100-балльная шкала оценок четко различает абитуриентов по уровню их подготовки. На этой основе произошло объединение ЕГЭ с вступительными экзаменами в вузы. Последние никогда не снижали планку требований к выпускнику школы, сейчас нижняя планка - в среднем 50 - 60 баллов ЕГЭ, а для поступления, например, в МФТИ нужно не менее 90 баллов. Принимают в вузы и с меньшим количеством баллов, но на платной основе и дорого. Так что иметь хорошую подготовку выгодно.
Три «кита» образования
В ныне действующем стандарте старшей школы (10 - 11 классы) утвердились два уровня изучения предметов: базовый и профильный. Разница между уровнями огромна: для изучения физики на базовом уровне отводится 2 часа в неделю, а на профильном - 5 часов в неделю. ЕГЭ по физике, как и другие экзамены по выбору, ориентирован на тех учащихся, которые изучали предмет на профильном уровне. Есть и третий - интегрированный уровень, но он еще ниже базового, а базовый уровень значительно ниже того уровня, который был одинаковым для всех учеников в советской школе.
Чем раньше, тем лучше
О получении хорошего образования родители должны побеспокоиться, отправляя ребенка в первый класс. Обычно идут в школу по месту жительства. Это удобно, но каким будет первый учитель? Ведь именно он обнаружит и разовьет природные способности ребенка, зажжет в нем огонек интереса к той области деятельности, которой будет посвящена вся его жизнь. Поэтому я бы советовал в первую очередь выбирать учителя, а не учебное заведение. Даже если у него высокий рейтинг.
Определиться с направлениями
В основной школе (5-9 классы) ученики встречаются с учителями-предметниками, и здесь закрепляются и развиваются интересы ученика, появляются новые. Основная школа обеспечивает предпрофильную подготовку (математическую, гуманитарную, естественно - научную), помогая ученику определиться с выбором профессии. Родителям важно знать направления предпрофильной подготовки в своей школе и выбрать нужное. Учеба в основной школе завершается Государственной итоговой аттестацией (ГИА). Тем ученикам, которые намерены получить среднее образование только на базовом уровне, достаточно сдать обязательные экзамены по русскому языку и математике. Остальные после дополнительных испытаний определяются с профилем.
Выбрать профиль
Профильных классов и школ в стране крайне недостаточно. Даже в крупных школах при организации профильных классов имеются организационные и финансовые трудности. Чем меньше школа, тем трудности больше, поэтому абсолютное большинство небольших школ может предложить только базовый уровень образования. В 2011 году ЕГЭ по физике сдавали 184 тысячи выпускников, из которых более 130 тысяч изучали физику на базовом уровне. Следовательно, большинство учащихся, заявивших о желании стать инженерами, не получило в школе того образования, которое необходимо для продолжения обучения в соответствующих вузах.
Элективные курсы
Учителей, которые честно заявляют родителям, что в классах базового уровня они физически не могут хорошо подготовить своих учеников к ЕГЭ, обвиняют во всех грехах. Задания части С на ЕГЭ по физике ориентированы на профильный уровень образования, здесь не обойтись без хорошо подготовленного учителя, располагающего достаточным временем на уроке, а это может обеспечить крупная школа. Но и в небольших школах заинтересованные родители, при наличии серьезного желания их детей получить образование в вузах, могут договориться с администрацией школы о поднятии уровня обучения за счёт элективных курсов. Можно добиться деления класса на группы с меньшей наполняемостью. Но тут уж родителям нужно хорошо поработать с теми чиновниками, от которых зависит финансирование такого деления.
Стандарты - в помощь
С введением новых федеральных образовательных стандартов (ФГОС) старшеклассник имеет право выбрать индивидуальную образовательную траекторию. При этом некоторые предметы он может изучать в других учебных заведениях очно или дистанционно. Это очень новый инструмент, известный школе только понаслышке, трудный и хлопотный в организационном плане. А главное - от ученика требуется очень высокий уровень самостоятельности и очень сильная воля. Есть очно - заочные и заочные школы при вузах в составе 7-11 классов, которые уже много лет успешно готовят будущих студентов для себя. Очень хорошо, если школьный учитель помогает своим ученикам выполнять задания из этих школ, порой очень высокого уровня трудности.
Олимпиады и прочее
Стремительно растет число участников многочисленных олимпиад, проводящихся по всем предметам школьной программы. Особенно интересны для волевых, целеустремленных старшеклассников олимпиады, входящие в «Перечень олимпиад...» Минобрнауки. Победители и призеры этих олимпиад получают льготы при поступлении в вузы (дипломы 2-й и 3-й степени равноценны 100-балльному сертификату ЕГЭ). Начальные туры этих олимпиад проводятся в Интернете, для участников олимпиад выкладываются тренировочные задания. Какую-то помощь выпускник может получить в социальных сетях и игровых приложениях, но в данном случае желательна помощь учителя, так как материалы там выкладывают порой безответственные и непрофессиональные люди. Начали зарождаться дистанционные формы образования. Есть надежда, что когда-то они будут давать ученику то, что сейчас дает хороший учитель в профильном классе.
Репетиторы
С помощью них родители пытаются исправить ошибки школьного образования. Найти хорошего репетитора для подготовки в вуз довольно трудно - учитель, не работавший в профильном классе, не имеет (есть, конечно, и исключения) необходимого опыта. Кроме того, никакой репетитор не сможет дать хорошую подготовку, если желание родителей помочь своим детям расходится с желанием детей...
Ульяна МИХАЙЛОВА.